Криминалист. Клуб «диванных экспертов»

Арканум. Место силы => Очень странные дела => Тема начата: Alina от 20.09.2022, 13:46

Название: Мистические личности
Отправлено: Alina от 20.09.2022, 13:46
Князь-оборотень Всеслав Полоцкий
Правнук Владимира Святого всю жизнь соперничал с потомками Ярослава Мудрого, а в народном сознании остался колдуном, связанным с потусторонним миром.

https://diletant.media/articles/45263509/

Всеслав-князь людям суд правил,
князьям города рядил,
а сам в ночи волком рыскал:
из Киева дорыскивал до петухов Тмутороканя...
Для него в Полоцке позвонили к заутрене рано
у Святой Софии в колокола,
а он в Киеве звон тот слышал.

Безымянный автор «Слова о полку Игореве» часто обращался к личности Всеслава Полоцкого. Вокруг этого имени ходило множество легенд, образ Всеслава внушал уважение, страх, гордость — наверное, другую такую же многогранную личность трудно найти в домонгольской истории Руси.

Полоцкое княжество — изгой земли Русской

В 980 году князь Владимир, будущий креститель Руси, организовал сватовство к дочери полоцкого князя Рогволда, Рогнеде. Отказ барышни идти замуж за «сына наложницы» послужил, согласно Повести Временных Лет, причиной опустошительного похода великого князя на Полоцк, разрушения города и убийства Рогволда.

(https://diletant.media/upload/medialibrary/036/0364f62122e4f30ebaa31a225742db9e.webp)
Сваты Владимира у Рогволда, Рогволд беседует с Рогнедой.

Именно с тех давних времён оформляется особое положение Полоцкого княжества в системе древнерусских государств. Несмотря на то, что линия полоцких князей была непосредственно связана с Владимиром — престол занимали потомки от его брака с Рогнедой — они всегда стояли особняком в круговороте политических событий.

Автор текста «Повести Временных Лет», видимо, озаботившись обоснованием такого странного положения западного княжества, приводит на страницах летописи историю о покушении Рогнеды на Владимира и заступничестве за мать их сына, Изяслава. По совету ближайших сподвижников, киевский князь принял решение восстановить разорённое княжество — он построил город Изяславль и отправил княжить туда своего сына вместе с матерью. Так спустя несколько десятилетий династия Рогволда вновь стала править Полоцкой землёй.

Потомки Изяслава Владимировича постоянно враждовали с остальными Рюриковичами. Полоцкое княжество проводило активную политику в Прибалтике — данью были обложены племена, проживавшие на территории современной Латвии и Литвы. Регулярными стали столкновения с Новгородом: первый конфликт датируется 1021 годом.

Апогея своего развития княжество достигает при правнуке Владимира Святого — Всеславе Брячиславиче. Его правление (1044−1001) совпало с соперничеством сыновей Ярослава за Киевский престол.

(https://diletant.media/upload/medialibrary/abf/abfb703159790da7fdd72c348e040175.webp)
Русь в 11-м веке.

Всеслав Брячиславич против Ярославичей

Описание рождения Всеслава в древнерусской летописной традиции сопровождалось высокой степенью мифологизации. Мать родила будущего полоцкого князя «от волхования», и младенец появился на свет с язвой на голове. Современные исследователи по-разному трактуют это сообщение: одни указывают на родимое пятно, которое Всеслав вынужден был скрывать под головным убором или повязкой, другие — что речь идёт о плаценте, часть которой князь на протяжении всей жизни имел при себе в качестве амулета.

Правление «князя-оборотня» началось в 1044 году. Всеслав развернул кипучую деятельность, в результате которой Полоцкая земля стала сильнее, чем когда бы то ни было: он подчинил балтские племена на севере и остатки дреговичей на юге. На завоёванных территориях князь заложил укреплённые пункты. Среди них, например, Менеск (Менск) — современная столица Белоруссии.

(https://diletant.media/upload/medialibrary/7fa/7fa58adf5ea088d0910e65c182725478.webp)
Средневековый Полоцк.

Но главное, чем запомнился князь Всеслав — соперничеством с другими Рюриковичами. Впоследствии его сравнивали с оборотнем или волком неслучайно — практически ни одно крупное политическое событие второй половины 11-го века не обходилось без его участия.

Первоначально полоцкий князь был лоялен к Ярославичам и даже участвовал в их походе против тюркского племени торков (предков знаменитых «чёрных клобуков»). Однако в дальнейшем князья поссорились. В 1065 году Всеслав осаждает Псков. Это мероприятие не увенчалось успехом. Через два года полоцкая дружина подошла к Новгороду и учинила там форменный погром — часть города была предана огню, а колокола Софийского собора увезли в Полоцк.

Зачем Всеславу понадобилась церковная утварь? Дело в том, что в то время основными храмами на Руси считались две Софии: Киевская и Новгородская. Всеслав заложил третью, Полоцкую, чтобы повысить престиж своего княжества и сформировать третий политический и культурный центр Руси. Некоторые учёные, говоря о причинах такого вызывающего поведения князя, указывают на его желание «отомстить» за историю 980 года — уничтожение Полоцка Владимиром. Трудно установить действительные мотивы действий Всеслава. Однако факт остаётся фактом — он расположил против себя триумвират сыновей Ярослава Мудрого.

(https://diletant.media/upload/medialibrary/2d5/2d5c0793acfea988958281cf0b5ecb95.webp)
Макет Полоцкого Софийского собора.

3 марта 1067 года на реке Немиге состоялось сражение — триумвират единым фронтом выступил против полоцкого князя. Автор «Слова о полку Игореве» так описывал его итоги: «На Немизе снопы стелют головами, молотят чепи харалужными... Немизе кровави брезе... посеяни костьми руских сынов». Всеслав потерпел поражение, однако смог избежать пленения и вернуться в Полоцк. Бегство противника не отвечало интересам Ярославичей, и они прибегли к хитрости — поклявшись на кресте в том, что Всеславу будет обеспечена безопасность, князья предложили встретиться в Орше для урегулирования сложившегося положения. Полоцкий князь поверил триумвирату и поплатился за это. 10 июля 1067 года он был пленён и посажен в тюрьму в Киеве.

(https://diletant.media/upload/medialibrary/712/71201a088bde85910b6b79becff731b9.webp)
Сражение на Немиге.

В «порубе» Всеслав провёл больше года. Но освобождён он был не по велению князя — сами киявляне выпустили его из заточения и возвели на княжеский престол. Киевское восстание 1068 года, причиной которому послужило поражение Ярославичей от половцев в битве на реке Альте и фактическое бездействие триумвирата в условиях приближения грозного врага к столице государства, позволило добиться «политической реабилитации» полоцкого князя. Многие горожане объясняли бесславный итог битвы на Альте божьим наказанием Ярославичей за нарушение крестного целования в отношении Всеслава.

К сожалению, летописи и другие письменные источники не содержат практически никаких сведений о деятельности Всеслава на киевском троне. Только автор «Слова о полку Игореве» так описывает этот семимесячный отрезок биографии князя: «людям судяше, князем грады рядяше». Полоцкий князь не стремился стать великим князем — киевский стол не занимал в его сердце и голове такое же место, как для тех князей, которые тратили практически всю жизнь ради того, чтобы стать главным в столице Древнерусского государства. И когда изгнанный киевлянами Изяслав в сопровождении польских дружин вернулся в страну, то, несмотря на то, что киевская дружина выступила в поход, Всеслав предпочёл в одну из ночей скрыться.

(https://diletant.media/upload/medialibrary/0e3/0e3e7515a8d7c75e898b4e0ba4d29e90.webp)
Киевляне освобождают Всеслава из заточения.


Несколько лет скитался князь, пока, наконец, в 1071 году не утвердился вновь в Полоцке. Вдоволь насытившись киевскими приключениями, Всеслав перестаёт активно участвовать в политической жизни Руси. Он лишь ограничивается борьбой на восточных рубежах своего государства — несколько раз ходит с войсками под стены Смоленска, но каждый раз без особого успеха. Владимир Мономах, владевший в 1070-е гг. этим городом, также несколько раз посещает «с визитом» полоцкие земли.

Всеслав скончался в 1101 году. Многочисленные сыновья князя стали править в различных уделах страны — Полоцкое княжество постигнет та же участь, как и остальные русские государства. Ослабленное из-за раздробленности, в скором времени оно станет частью Великого княжества Литовского.

Князь-колдун в  памяти Древней Руси

Образ Всеслава Брячиславича пользовался огромной популярностью в древнерусском фольклоре. Упоминания этого князя в «Слове о полку Игореве» говорят о том, что полоцкий князь прочно вошёл в историческую память людей того времени. Анонимный автор «Слова...», с одной стороны, обвиняя Всеслава в участии в усобицах, в то же время ставил его выше других Рюриковичей. Вероятно, свою роль сыграло знаменитое бегство князя перед столкновением с Изяславом Ярославичем. Оно показало, что владение киевским столом для полоцкого князя не играло совершенно никакой роли.

(https://diletant.media/upload/medialibrary/b54/b5425e869396c44aead3c8c7710458de.webp)
Памятник князю Всеславу в Полоцке.

Образ Всеслава тесно связан с различными легендами о его чародейских способностях. Автор «Слова...» указывал на то, что князь при желании мог обратиться в волка. По всей видимости, здесь сказалось недостаточно прочное положение христианства на Руси в 11-м веке. Отдалённое от Киева и Новгорода Полоцкое княжество плохо усваивало новые религиозные догмы. Подтверждением этому могут служить, с одной стороны, тесные связи князей с правящими домами Скандинавии, где христианизация шла отнюдь не мирно и периодически вспыхивали языческие восстания. С другой стороны, данные археологических раскопок говорят о большой популярности различных дохристианских верований в крупных городах вотчины Всеслава.

Исследователи предполагают, что Всеслав Брячиславич, судя по всему, был «двоевером»: принимая христианство, он, в то же время, не до конца смог порвать с языческими обрядами. Таким образом, князь периферийной вотчины, находящейся на фронтире христианской цивилизации в Прибалтике, ещё и втайне придерживавшийся язычества, не мог не стать «чародеем» для ортодоксальных христиан остальной Руси.

Источники:
Тарасов С. Полоцкий чародей. Всеслав Брячиславич. Минск: Издательство «Беларусь», 2016.
Кучкин В. А. «Слово о полку Игореве» и междукняжеские отношения 60-х гг. XI в. // Вопросы истории. 1985. № 11. С. 19—35.
Название: От: Мистические личности
Отправлено: Demetrius от 26.09.2022, 02:20
Личность эта скорее поэтическая, чем мистическая. :)
А захват церковной утвари повсюду широко практиковался в средние века. Считалось, что тем самым ослабляется мощь противника, а в собственном городе прибавляется святости.
Название: От: Мистические личности
Отправлено: azazella177 06 от 29.09.2022, 16:17
Цитата: Alina от 20.09.2022, 13:46Исследователи предполагают, что Всеслав Брячиславич, судя по всему, был «двоевером»: принимая христианство, он, в то же время, не до конца смог порвать с языческими обрядами. Таким образом, князь периферийной вотчины, находящейся на фронтире христианской цивилизации в Прибалтике, ещё и втайне придерживавшийся язычества, не мог не стать «чародеем» для ортодоксальных христиан остальной Руси.
Я может чего то не поняла   :o  Но какая "христианская цивилизация" в те  годы в Прибалтике ?  :o
Название: От: Мистические личности
Отправлено: Demetrius от 30.09.2022, 23:39
Цитата: azazella177 06 от 29.09.2022, 16:17Я может чего то не поняла   :o  Но какая "христианская цивилизация" в те  годы в Прибалтике ?  :o
Не "христианская цивилизация", а ее фронтир. Хотя и это не очень удачное выражение автора журнальной статьи.
Название: От: Мистические личности
Отправлено: azazella177 06 от 30.09.2022, 23:42
Цитата: Demetrius от 30.09.2022, 23:39Не "христианская цивилизация", а ее фронтир. Хотя и это не очень удачное выражение автора журнальной статьи.
ну так я знаю что такое фронтир  ;)   И как по мне он не то что не очень удачный, но и вовсе не подходит ни по каким параметрам  :o
Название: От: Мистические личности
Отправлено: Demetrius от 30.09.2022, 23:48
Цитата: azazella177 06 от 30.09.2022, 23:42ну так я знаю что такое фронтир  ;)   И как по мне он не то что не очень удачный, но и вовсе не подходит ни по каким параметрам  :o
Для 11 века не подходит. Применительно к 13 можно использовать.
Название: От: Мистические личности
Отправлено: azazella177 06 от 30.09.2022, 23:50
Цитата: Demetrius от 30.09.2022, 23:48Для 11 века не подходит. Применительно к 13 можно использовать.
так а я очем :) я ж и спросила "в те годы " ;)
Название: От: Мистические личности
Отправлено: azazella177 06 от 01.10.2022, 00:08
Цитата: Demetrius от 30.09.2022, 23:48Для 11 века не подходит. Применительно к 13 можно использовать.
И если я правильно понимаю слово "фронтир" - то на годы правления Всеслава-
правильней бы было писать , что сама прибалтика была на фронтире христианской цивилизации  :)  K ак в неком географическом плане, так и в историческом  :)
Название: От: Мистические личности
Отправлено: Demetrius от 01.10.2022, 00:12
Цитата: azazella177 06 от 01.10.2022, 00:08И если я правильно понимаю слово "фронтир" - то на годы правления Всеслава-
правильней бы было писать , что сама прибалтика была на фронтире христианской цивилизации  :)  K ак в неком географическом плане, так и в историческом  :)
В годы правления Всеслава фронтиром, по сути, была его Полоцкая земля. А Прибалтика тогда- глубокий тыл язычества.
Название: От: Мистические личности
Отправлено: azazella177 06 от 01.10.2022, 00:16
Цитата: Demetrius от 01.10.2022, 00:12В годы правления Всеслава фронтиром, по сути, была его Полоцкая земля. А Прибалтика тогда- глубокий тыл язычества.
ну уж не так чтоб очень глубокий :) но по сути мы оба согласны, что тот "на фронтире христианской цивилизации прибалтики" - в статье не уместен  drinks.gif
Название: От: Мистические личности
Отправлено: Demetrius от 01.10.2022, 00:20
Цитата: azazella177 06 от 01.10.2022, 00:16ну уж не так чтоб очень глубокий :) но по сути мы оба согласны, что тот фронтир христианской цивилизации прибалтики - в статье не уместен  drinks.gif
Учитывая тогдашний уровень развития коммуникаций- глубокий. Это же только Всеслав умел оборачиваться волком и скакать по всей Восточной Европе. . .
Название: От: Мистические личности
Отправлено: azazella177 06 от 01.10.2022, 00:26
Цитата: Demetrius от 01.10.2022, 00:20Учитывая тогдашний уровень развития коммуникаций- глубокий. Это же только Всеслав умел оборачиваться волком и скакать по всей Восточной Европе. . .
Некие  Литовские язычники тоже не дураки были в том плане  :)
 а в плане фронтира- то  попытки крестовых тех походов уже были в 10 веке :)но глубина тыла - понятие субьективное - спорить  не буду :)  :) 
Название: От: Мистические личности
Отправлено: Demetrius от 01.10.2022, 00:34
Цитата: azazella177 06 от 01.10.2022, 00:26Некие  Литовские язычники тоже не дураки были в том плане  :)

Волк, явившийся во сне Гедимину. +)
Название: От: Мистические личности
Отправлено: azazella177 06 от 01.10.2022, 14:59
Цитата: Demetrius от 01.10.2022, 00:34Волк, явившийся во сне Гедимину. +)
Извините, вам запрещён просмотр содержимого спойлеров.

Но посколько тема про Всеслава, то закончим наверное прибалтийский   эскурс :)
Я не особо в курсе о том Всеславе , то других мистических личностей  подожду :) 
Название: От: Мистические личности
Отправлено: Demetrius от 01.10.2022, 16:32
Цитата: azazella177 06 от 01.10.2022, 14:59
Извините, вам запрещён просмотр содержимого спойлеров.

 
Извините, вам запрещён просмотр содержимого спойлеров.
Название: От: Мистические личности
Отправлено: azazella177 06 от 01.10.2022, 16:39
Цитата: Demetrius от 01.10.2022, 16:32
Извините, вам запрещён просмотр содержимого спойлеров.

Извините, вам запрещён просмотр содержимого спойлеров.
Название: От: Мистические личности
Отправлено: Alina от 11.12.2022, 23:28
Влад Цепеш: граф Дракула или кровавый патриот?

https://diletant.media/articles/30653313/?utm_source=telegram&utm_medium=messenger
Название: От: Мистические личности
Отправлено: Demetrius от 16.12.2022, 22:04
Цитата: Alina от 11.12.2022, 23:28Влад Цепеш: граф Дракула или кровавый патриот?

https://diletant.media/articles/30653313/?utm_source=telegram&utm_medium=messenger
Я бы охарактеризовал его как практикующего либертарианца ))
Название: От: Мистические личности
Отправлено: Alina от 26.04.2023, 13:33
Колдовство и мятеж

Отрывок из книги Валери Кивельсон «Магия отчаяния: моральная экономика колдовства в России 17-го века».

https://diletant.media/articles/42793032/

 В Европе 17-е столетие оказалось богатым на мятежи разного рода; это относится и к Московскому государству. В ходе крупных восстаний неизменно возникали подозрения в использовании вредоносной магии, которые заканчивались гибелью подозреваемых от рук восставших или расправлявшегося с ними государства. Когда появлялось ощущение того, что «распалась связь времён», и верхи, и низы общества начинали питать беспокойство по поводу возможного использования тёмной магии. Мятежники приписывали угнетение, от которого они страдали, продажности, алчности и колдовству вышестоящих; царские власти не менее охотно обвиняли в чародействе своих противников. Порой верхи и низы объединялись против того, кого считали нарушителем порядка: примерами служат Артамон Матвеев и Федор Шакловитый, обличавшиеся низами и осуждённые верхами.

Ходили слухи о применении волшебства Борисом Годуновым, первым царём не великокняжеского происхождения. Автор антигодуновского памфлета «Сказание о царствовании царя Фёдора Иоанновича» приписывал покойному правителю, помимо прочих грехов и преступлений, совещания с «волхвами», «волшебниками», «волшебницами», «гадателями» и «ворожеями». Эти подрывные слухи ходили уже в 1604 году и начале 1605-го, когда царствованию Годунова угрожал нарастающий мятеж, возглавленный Лжедмитрием I. Самозванец, занявший царский престол, пал жертвой заговора своих былых приверженцев из числа бояр, поднявших против него рядовых москвичей. Последние, в свою очередь, были возмущены слухами о переходе Лжедмитрия в католичество и использовании им колдовства. В Хронографе 1617 года, составленном вскоре после событий, утверждалось, что он прибегал к «чародейству бесовскому». Свидетели из числа иностранцев сообщали, что Василий Шуйский, взошедший на престол после Лжедмитрия, приказал выставить изуродованное тело самозванца на всеобщее обозрение, прикрыв его маской скомороха и положив рядом скоморошью дудку, чтобы подчеркнуть его пристрастие к чернокнижию.

Тема колдовства регулярно всплывала на протяжении всего столетия — и во время заговоров, организуемых узкими группами элиты, и в ходе народных восстаний. В 1648 году на Московское государство обрушилась волна бунтов, участники которых видели в Борисе Морозове, ближайшем родственнике и главном советнике молодого царя Алексея Михайловича, воплощение продажности и алчности. Хотя самого Морозова никак не связывали с колдовством, иначе дело обстояло с его управителем по имени Мосей, как утверждалось в анонимном шведском сочинении. «Об этом Мосее шла молва, будто он был большой волшебник и будто он, с помощью своего волшебства, за несколько дней до этого открыл Морозову, что им грозит большое несчастье, что при этом смерть постигнет двух или трёх знатных бояр, что сам он подвергнется опасности». Морозов, по словам шведа, высокомерно отверг такую возможность, но вскоре после этого Мосей был убит простонародьем, Морозов отправился в ссылку, а многие бояре и князья были растерзаны толпой.

Ещё более зловещие слухи поползли в конце 17-го столетия, когда судьба престола оказалась неясной и на трон метила Софья, сводная сестра Петра. Некоторых видных вожаков мятежей 1682 и 1689 годов подозревали в колдовстве. Восстание 1682 года началось с того, что стрельцы одного из полков, возмущённые бесчинствами своего полковника Семёна Грибоедова, подали царю челобитную на него, утверждая, что тот вместе с другими стрелецкими начальниками нарушал уже знакомые нам правила, ограничивавшие эксплуатацию низших высшими. Солдат посылали во время Великого поста на каменоломни в поместье Грибоедова неподалёку от Москвы, заставляли работать по воскресеньям, вообще обращались с ними как с преступниками: «Яко за какую измену или за воровство неволею мучими быша или яко неволники на катаргах». Подчиняясь господствовавшему в обществе этическому императиву, царь с боярами велели беспощадно избить стрелецких начальников, включая Грибоедова, батогами. Это наказание, однако, не успокоило стрельцов и солдат, и в мае 1682 года, после смерти Фёдора Алексеевича, в Москве произошла вспышка насилия.

Одной из первых её жертв стал Артамон Матвеев, чья благосклонность к иностранцам и их мудрёным книгам вызывала недовольство простонародья, вылившееся в приступ чудовищной ярости. Мятеж был направлен отчасти против продажных бояр, фаворитов, приказных людей, а отчасти — против возведения на престол Петра Алексеевича (будущего Петра Великого) в обход его сводного брата Ивана. Ключевую роль сыграли слухи о том, что члены семейства Нарышкиных — к которому принадлежал Пётр — убили несчастного Ивана, чья мать происходила из рода Милославских. Согласно Мазуринскому летописцу, «стрельцы же все приказы и салдаты» бросились в Кремль, калеча и разрывая на части тех, кого наметили в жертвы. Отбросив всякое почтение, разъярённые стрельцы ворвались поздно вечером прямо в царские покои «и просили боярина Ивана Кириловича Нарышкина. И царь государь и царицы государыни и царевны со слезами у стрельцов упрашивали о боярине Кириле Полуехтовиче Нарышкине и о боярине Иване Кириловиче. И стрельцы не послушали, боярина Ивана Кириловича взяли да Данилу лекаря сыскали, и пытали их на пытке в Костентиновской башне. И пытав баярина Ивана Кириловича, привели к Лобному месту на площадь в девятом часу дни в полы и изрубили бердыши и копьи, искололи и поругались всячески: отсекли голову и руки, и ноги отсекли».

Затем, водрузив их на пики в качестве зловещего напоминания о случившемся, их стали таскать по всему городу, насмехаясь таким образом над убитыми. На одной из пик вместе с частями тел висели странного вида рыбы, развевавшиеся, как знамя, «о семи хвостах и о пяти», найденные у думного дьяка Лариона Иванова. Несчастный привлёк внимание толпы днём раньше: вместе со своим сыном он был схвачен в Кремле и изрублен на куски бердышами. Длиннохвостые рыбы, называемые в другом источнике «каркадицами» (каракатицами), наводили на мысли о колдовстве, что ещё больше усиливало негодование против Ивановых. «Летописец 1619−1691 годов» содержит красочное описание злосчастных рыб: «Иные же взяша <...> заморские рыбы, имущия многия плески, от них же яко усы долги и тонки яко власы, и, вземше, понесоша на площадь ко убиеным телесем 4 рыбы, овыя о седми, иныя же осми плесках, назваша их летящими змиями, и повесивше на коле среди Красного мосту две рыбы, другия две повесивше такожде на коле подле тела того думного дьяка Лариона Иоаннова и подписаша, яко теми змиями хотяху изменницы преводити царский род и стрелцов, натирать в вино питие и в бочках отвозити в стрелецкие полки; и егда испиют, тогда вси, реша, погибнут».

Измышления стрельцов близки к анонимным письмам и пасквилям, о которых говорилось выше. В поиске воображаемых преступлений они приписывали Ивановым недобрые намерения и применение колдовства. Между тем, как рассудительно замечает автор «Летописца», рыбы были совершенно безвредными.

В обеих летописях описание гибели Лариона Иванова стоит рядом с рассказом о нападении на лекаря-иностранца, находившегося на царской службе, которого «Летописцы» называют «Данил дохтур» или «Данил жидовин». Родственницы царя, как Нарышкины, так и Милославские, просили мятежников пощадить врача, но безуспешно: «Пытали Данила дохтура в три кнута и, пытав, привели из застенка тут же на площадь к Лобному месту и у Лобнова места изрубили и поругательство такое же чинили, как и боярину Ивану Кириловичю Нарышкину: и голову, и руки, и ноги такжа обсекли и туловища на копьях подымали и неодинова».

Придворные врачи-иностранцы имели доступ к царю, зная о самых потаённых сторонах его жизни и практикуя методы, глубоко чуждые православному подходу, основанному на мольбах и молитвах. Положение их издавна было чрезвычайно шатким. Веком раньше, во время гибельного для страны царствования Ивана IV, выходец из Вестфалии Элизеус Бомелиус (Елисей Бомелий), «порой выступавший как мошенник-самозванец, получивший в Англии степень доктора медицины, обладатель редкого математического таланта и маг», был заподозрен в отравительстве и колдовстве — и в 1579 году оказался в опале. Как и лекарь Данил, он умер мучительной смертью, но его казнь состоялась по велению царя.

Подозрения в занятиях волшебством шли рука об руку с возмущением, которое вызывали взяточничество, насилие и бесчинства вышестоящих. Они возникали в тех же ситуациях социальной напряжённости, что и конфликты в связи с обыденным, домашним колдовством. Предсказуемое учащение таких случаев во времена мятежей, имевших политическую окраску, красноречиво говорит о том, каким образом обитатели Московского государства, независимо от их положения, объясняли политический и социальный разлад через колдовство. Восставшие стрельцы полагали, что за злоупотреблениями их начальников кроется волшебство.

Правящие элиты обнаруживали признаки колдовства во взлётах и падениях царских фаворитов, военачальников, невест. Люди на всех этажах общества думали о колдовстве, сталкиваясь с нарушением этических норм. Угнетаемые, как и власть имущие, считали, что взяточничество, вымогательство, мошенничество связаны с колдовством. Это единодушное убеждение показывает нам, что речь шла не только о сохранении монополии церкви или государства на духовную и светскую власть: за всем этим стояло нечто более широкое и более распространённое. Как для тех, кто стоял внизу социальной лестницы, испытывая притеснения со стороны сильных и могущественных, так и для тех, кто находился наверху, ощущая угрозу применения магии со стороны нижестоящих, колдовство сигнализировало о некоем грубом нарушении принятого порядка. И мятежники на улицах Москвы, и правители в Кремле были убеждены в том, что колдовство разъедает общественную гармонию, находя таким образом объяснение для краха этической иерархии, державшейся на взаимных обязательствах и личном благочестии. Магию, как и подозрения в занятиях ею, можно уподобить не улице с односторонним движением, а перекрёстку: обвинения, подозрения и само применение колдовства осуществлялись по всем направлениям.
Название: От: Мистические личности
Отправлено: Demetrius от 29.04.2023, 00:26
Иван Грозный даже прибегал к услугам нойд- саамских шаманов. Специально их привозили в Москву, и что-то они такое ему предсказывали.
Название: От: Мистические личности
Отправлено: Марлена от 30.04.2023, 13:31
Цитата: Demetrius от 29.04.2023, 00:26Иван Грозный даже прибегал к услугам нойд- саамских шаманов. Специально их привозили в Москву, и что-то они такое ему предсказывали.

С властьимущими тяжело ..чуть что не так - не сносить головушки предсказателям. И так бывает. +)

Помню, столкнула меня судьба с опытным практикующим ясновидящим - Анатолием из Башкирии. Я тогда была еще начиняющая гадалка, только практиковала приемы. Было дело это на 8 битве Экстрасенсов в Москве.
Так он поделился со мной советом, сказал : "Крутым и мафии, если пришли, никогда не говори о плохом , об авариях, и тд. может сбыться и они тебя и обвинять в этом."
Был у него крутой на огромной крузаке, колдун ему сказал - авария ждет , аккуратнее - он свалился в овраг, еле выжил. Вернулся к ясновидящему Анатолия - и орал. что это из-за него, сглазил мол))
и не раз бывало такое. Колдун перестал предсказывать крутым плохое. Себе дороже. king
Название: От: Мистические личности
Отправлено: Demetrius от 30.04.2023, 14:05
Цитата: Марлена от 30.04.2023, 13:31Так он поделился со мной советом, сказал : "Крутым и мафии, если пришли, никогда не говори о плохом , об авариях, и тд. может сбыться и они тебя и обвинять в этом."

https://www.litmir.club/br/?b=1114&p=1