Обычаи, традиции и быт прошлого

Автор Alina, 28.07.2023, 12:32

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Alina

Как ходить в театр? Краткое руководство из 19 века

Для наших предков поход в театр был не только культурным мероприятием, но и светским развлечением, а иногда и реалити-шоу.

https://diletant.media/articles/45363144/

Одна из самых напряжённых сцен романа «Анна Каренина» — это визит Анны в театр, куда она поехала, вопреки возражениям Вронского. Когда читаешь роман, то кажется, что в театр ходили для чего угодно, но только не смотреть спектакль. С какой-то точки зрения, сцена, описанная Толстым, очень показательна: да, в 19 в. поход в театр нередко становился светским мероприятием, возможностью пообщаться и собрать последние сплетни.


Александринский театр на открытке начала 20 в.

Что надеть?

«Анна уже была одета в светлое шёлковое с бархатом платье, которое она сшила в Париже, с открытою грудью, и с белым дорогим кружевом на голове, обрамлявшим её лицо и особенно выгодно выставлявшим её яркую красоту».

Вронскому, как мы помним, не очень понравилось, как оделась Анна, он счёл, что её наряд приковывал к себе излишнее внимание. Хотя подобным туалетом Анна этикета не нарушила, допускалось и декольте (правда, были нюансы в его размере, чем выше сидела дама, тем менее открытый наряд могла себе позволить), и богатые украшения на голове. Не приветствовали высокие причёски — они закрывали сцену для тех, кто сидел за модной театралкой. Также не рекомендовалось приходить в бальном платье с пышной юбкой, в театре сидеть в нём было бы неудобно.

В целом посещение театра рассматривалось как выход в свет, так что мужчины не отставали от дам и тоже выбирали парадные костюмы с крахмальными рубашками, могли позволить себе цветные жилеты.


Тео ван Рейссельберге. Мадам Эдмон Пикар в ложе.

Согласно купленным билетам

«Те же, как всегда, были по ложам какие-то дамы с какими-то офицерами в задах лож; те же, Бог знает кто, разноцветные женщины, и мундиры, и сюртуки; та же грязная толпа в райке, и во всей этой толпе, в ложах и в первых рядах, были человек сорок настоящих мужчин и женщин. И на эти оазисы Вронский тотчас обратил внимание и с ними тотчас же вошёл в сношение».

Вопреки просьбам Вронского, Анна всё-таки поехала в театр и заняла ложу. В партере женщины не сидели, а ложи бывали семейные, выкупленные на весь сезон. Самой удобной и, конечно, самой большой была императорская ложа, а в Александринском театре, к примеру, архитектор предусмотрел целые императорские апартаменты. В них было несколько комнат (в том числе отдельная туалетная), аванложа, собственно ложа, а через специальное окошко можно было видеть часть закулисья.

Места у сцены, первые ряды, занимали наиболее высокопоставленные зрители: министры, высшие военные чины, сановники. За ними располагались офицеры, банкиры, чиновники высокого ранга. При этом слева садились обычно завсегдатаи, а справа — зрители, ходившие от случая к случаю. Билеты были дорогими — обычные места около рубля, лучшие, ближе к сцене, 2,5 рубля.


Борис Кустодиев. В ложе.

Вход после третьего звонка...

«Вронский вошёл в театр в половине девятого. Спектакль был во всём разгаре».

Театральный этикет, независимо от эпохи на дворе, предписывал приходить на спектакль вовремя, опоздание считалось плохим тоном. Но, если у зрителя была выкуплена ложа, то он мог позволить себе прийти и уйти в любое время. Ведь ложи имели отдельный вход, так что опоздавший никому особенно не мешал.

Также надо помнить, что в один день в театре могло быть и несколько спектаклей. Например, в 19 в. Большой театр давал три пьесы за вечер: первая начиналась вместе со съездом гостей, второй спектакль, пятиактный, считался основным, а затем давали третий, короткий, спектакль на разъезд зрителей. Такой театральный марафон мог закончиться и в 2 часа ночи, редко кто выдерживал его целиком, да и необходимости в этом не было.


Большой театр в 1839 г.

Осторожный взгляд

«Вронский, слушая одним ухом, переводил бинокль с бенуара на бельэтаж и оглядывал ложи. Подле дамы в тюрбане и плешивого старичка, сердито мигавшего в стекле подвигавшегося бинокля, Вронский вдруг увидал голову Анны, гордую, поразительно красивую и улыбающуюся в рамке кружев».

Вронский нарушает этикет — рассматривать зрителей в бинокль считалось неприличным, можно было рассматривать лишь сцену. Однако Вронского в этой сцене можно понять: он недоволен поведением Анны. Да и, судя по отрывку из «Онегина», рассматривать дам в ложа было делом не таким уж необычным:

Всё хлопает. Онегин входит,
Идет меж кресел по ногам,
Двойной лорнет скосясь наводит
На ложи незнакомых дам...

Аплодисменты, аплодисменты

«Вронский понял по грому рукоплесканий из-за двери, что каданс кончился. На сцене певица, блестя обнажёнными плечами и бриллиантами, собирала с помощью тенора неловко перелетавшие через рампу букеты и подходила к господину с рядом посередине блестевших помадой волос, тянувшемуся длинными руками через рампу с какою-то вещью».

Рукоплескали в театре в основном мужчины, дамам считалось неприличным проявлять яркие эмоции. А вот актрисам дарили не только цветы, но и что-то более ощутимое: бросали на сцену кошельки. Сергей Аксаков вспоминал, как видел актрису, которая по ходу спектакля выходила из образа, подбирала протянутый ей кошелёк, а потом продолжала сцену. По воспоминаниям писателя, проявление зрительской любви стоило около 100 рублей или даже больше — всё зависело от искусства актёров.


Абрам Архипов. Старый актёр.
 
А теперь... антракт

«Старая графиня, мать Вронского, со своими стальными букольками, была в ложе брата. Варя с княжной Сорокиной встретились ему в коридоре бельэтажа».

Во время антракта женщины обычно оставались в ложах, а сопровождавшие их кавалеры предлагали им мороженое, фрукты или напитки. Если же в ложе было душно, то дама могла выйти в фойе, но в сопровождении мужчины или родственницы. Этим правилом не пренебрегали, и мужчины, сидевшие в партере, тоже поднимались наверх, чтобы «потолкаться в коридорах». Там было оживлённее, к тому же можно было побыть в обществе дам, а со знакомыми обменяться новостями и, что уж скрывать, сплетнями. Поэтому и новость о том, что Картасова, соседка Карениной по ложе, оскорбила её, разнеслась по театру мгновенно. Впрочем, Вронский узнал обо всём последним. «Каренина производит сенсацию. Из-за неё забывают о Патти», — сказала Вронскому мать, не выходившая из ложи. А зачем? В театре и так всё на виду.
Иллюзии это то, чего нет. Уже или еще?

azazella177 06

#1
Цитата: Alina от 28.07.2023, 12:32Рукоплескали в театре в основном мужчины, дамам считалось неприличным проявлять яркие эмоции.
В "Война и Мир "пишет что  все рукоплескали )


Цитата: Alina от 28.07.2023, 12:32На сцене певица, блестя обнажёнными плечами и бриллиантами, собирала с помощью тенора неловко перелетавшие через рампу букеты и подходила к господину с рядом посередине блестевших помадой волос, тянувшемуся длинными руками через рампу с какою-то вещью».
А вообще то , читая Тосстого,  создается впечатление , что сам театр он не особо любил ) Особенно , судя по многочисленным повторам,  голые руки и ноги его напрягали :)
но и само описание, что происходило  на сцене  довольно таки своеобразное :)
--------------------------------------------------
Во втором акте были картоны, изображающие монументы, и была дыра в полотне, изображающая луну, и абажуры на рампе подняли, и стали играть в басу трубы и контрабасы, и справа и слева вышло много людей в черных мантиях.

Люди стали махать руками, а в руках у них было что-то вроде кинжалов; потом прибежали еще какие-то люди и стали тащить прочь ту девицу, которая была прежде в белом, а теперь в голубом платье.
Они не утащили ее сразу, а долго с ней пели, а потом уже ее утащили, и за кулисами ударили три раза во что-то железное, и все стали на колена и запели молитву. Несколько раз все эти действия прерывались восторженными криками зрителей.

Девица, бывшая сначала в белом, потом в голубом, теперь была одета в одной рубашке, с распущенными волосами, и стояла около трона. Она о чем-то горестно пела, обращаясь к царице; но царь строго махнул рукой, и с боков вышли мужчины с голыми ногами и женщины с голыми ногами и стали танцевать все вместе.

Потом скрипки заиграли очень тонко и весело.
 Одна из девиц, с голыми толстыми ногами и худыми руками, отделившись от других, отошла за кулисы, поправила корсаж, вышла на середину и стала прыгать и скоро бить одной ногой о другую.
Все в партере захлопали руками и закричали браво.
Потом один мужчина стал в угол.
В оркестре заиграли громче в цимбалы и трубы, и один этот мужчина с голыми ногами стал прыгать очень высоко и семенить ногами. (Мужчина этот был Duport[6], получавший шестьдесят тысяч рублей серебром за это искусство.) :D
Все в партере, в ложах и райке стали хлопать и кричать из всех сил, и мужчина остановился и стал улыбаться и кланяться на все стороны.
Потом танцевали еще другие, с голыми ногами, мужчины и женщины, потом опять один из царей закричал что-то под музыку, и все стали петь.
Но вдруг сделалась буря, в оркестре послышались хроматические гаммы и аккорды уменьшенной септимы, и все побежали и потащили опять одного из присутствующих за кулисы, и занавесь опустилась. Опять между зрителями поднялся страшный шум и треск, и все с восторженными лицами стали кричать:

— Дюпора! Дюпора! Дюпора!

Лев Николаевич Толстой 
Война и мир *

 
Том 2. Часть 5.
Глава VIII

azazella177 06

Цитата: Alina от 28.07.2023, 12:32С какой-то точки зрения, сцена, описанная Толстым, очень показательна: да, в 19 в. поход в театр нередко становился светским мероприятием, возможностью пообщаться и собрать последние сплетни.
+)
— Посмотри, вот Аленина, — говорила Соня, — с матерью, кажется.

— Батюшки! Михаил Кирилыч-то еще потолстел! — говорил старый граф.

— Смотрите! Анна Михайловна наша в токе какой!

— Карагины, Жюли и Борис с ними. Сейчас видно жениха с невестой.

— Друбецкой сделал предложение! Как же, нынче узнал, — сказал Шиншин, входивший в ложу Ростовых.

-----------
Лев Николаевич Толстой
Война и мир *


Том 2. Часть 5.
Глава VIII

Alina

Отличное наблюдение. Но оно доказывает, что театр все же играл огромную роль в светской жизни определенных слоев населения. В том числе, как средство коммуникации. И даже в будущем кино, например, не смогло его заменить в полной мере. Только интернет смог.
Иллюзии это то, чего нет. Уже или еще?

Demetrius

Цитата: azazella177 06 от 29.07.2023, 12:49А вообще то , читая Тосстого,  создается впечатление , что сам театр он не особо любил ) Особенно , судя по многочисленным повторам,  голые руки и ноги его напрягали :)
но и само описание, что происходило  на сцене  довольно таки своеобразное :)
--------------------------------------------------
Во втором акте были картоны, изображающие монументы, и была дыра в полотне, изображающая луну, и абажуры на рампе подняли, и стали играть в басу трубы и контрабасы, и справа и слева вышло много людей в черных мантиях.

Люди стали махать руками, а в руках у них было что-то вроде кинжалов; потом прибежали еще какие-то люди и стали тащить прочь ту девицу, которая была прежде в белом, а теперь в голубом платье.
Они не утащили ее сразу, а долго с ней пели, а потом уже ее утащили, и за кулисами ударили три раза во что-то железное, и все стали на колена и запели молитву. Несколько раз все эти действия прерывались восторженными криками зрителей.

Девица, бывшая сначала в белом, потом в голубом, теперь была одета в одной рубашке, с распущенными волосами, и стояла около трона. Она о чем-то горестно пела, обращаясь к царице; но царь строго махнул рукой, и с боков вышли мужчины с голыми ногами и женщины с голыми ногами и стали танцевать все вместе.

Потом скрипки заиграли очень тонко и весело.
 Одна из девиц, с голыми толстыми ногами и худыми руками, отделившись от других, отошла за кулисы, поправила корсаж, вышла на середину и стала прыгать и скоро бить одной ногой о другую.
Все в партере захлопали руками и закричали браво.
Потом один мужчина стал в угол.
В оркестре заиграли громче в цимбалы и трубы, и один этот мужчина с голыми ногами стал прыгать очень высоко и семенить ногами. (Мужчина этот был Duport[6], получавший шестьдесят тысяч рублей серебром за это искусство.) :D
Все в партере, в ложах и райке стали хлопать и кричать из всех сил, и мужчина остановился и стал улыбаться и кланяться на все стороны.
Потом танцевали еще другие, с голыми ногами, мужчины и женщины, потом опять один из царей закричал что-то под музыку, и все стали петь.
Но вдруг сделалась буря, в оркестре послышались хроматические гаммы и аккорды уменьшенной септимы, и все побежали и потащили опять одного из присутствующих за кулисы, и занавесь опустилась. Опять между зрителями поднялся страшный шум и треск, и все с восторженными лицами стали кричать:

— Дюпора! Дюпора! Дюпора!


Т. н. "прием отстранения". Он его потом использовал при описании церковного богослужения в "Воскресении".
Министерство Пространства и Времени

azazella177 06

Цитата: Alina от 29.07.2023, 12:58Отличное наблюдение
Извините, вам запрещён просмотр содержимого спойлеров.



Цитата: Alina от 29.07.2023, 12:58. Но оно доказывает, что театр все же играл огромную роль в светской жизни определенных слоев населения. В том числе, как средство коммуникации. И даже в будущем кино, например, не смогло его заменить в полной мере. Только интернет смог.
Так я о том же :)
Мы теперь идем с сайта на сайт , а тогда из театра в театр за новостям и общением  ездили:)
---------------------------
Вронский поехал во Французский театр, где ему действительно нужно было видеть полкового командира, не пропускавшего ни одного представления во Французском театре, с тем чтобы переговорить с ним о своем миротворстве, которое занимало и забавляло его уже третий день.

azazella177 06

Цитата: Alina от 28.07.2023, 12:32Если же в ложе было душно, то дама могла выйти в фойе,

Ну, bonne chance, – прибавила она,(Бетси ) подавая Вронскому палец, свободный от держания веера,
и движением плеч опуская поднявшийся лиф платья, с тем чтобы, как следует, быть вполне голою, когда выйдет вперед, к рампе, на свет газа и на все глаза.

Demetrius

Цитата: azazella177 06 от 29.07.2023, 12:49В "Война и Мир "пишет что  все рукоплескали )


Почему бы нет. Персонажей двух романов отделяют друг от друга почти семьдесят лет. Вполне достаточно для изменения обычаев.
Министерство Пространства и Времени

azazella177 06

Цитата: Demetrius от 29.07.2023, 13:19Т. н. "прием отстранения". Он его потом использовал при описании церковного богослужения в "Воскресении".

знаю я тот прием , не один Толстой использовал, но от того же не менее забавно читать )
Помню какой то писатель устами своего героя про оперу рассуждал )
что показывали девушку, которая якобы живет со своего труда :)
вязяния )
И сделал вывод , что раз вязала три  акта и ничего не связала, то полный нонсенс ) с таким трудом долго бы не протянула :)
Цитата: Demetrius от 29.07.2023, 13:23Почему бы нет. Персонажей двух романов отделяют друг от друга почти семьдесят лет. Вполне достаточно для изменения обычаев.
не думаю :) hmno

Demetrius

Цитата: azazella177 06 от 29.07.2023, 13:22и движением плеч опуская поднявшийся лиф платья, с тем чтобы, как следует, быть вполне голою, когда выйдет вперед, к рампе, на свет газа и на все глаза.

Тему голых плечей Элен Курагиной Толстой тоже педалирует.
Министерство Пространства и Времени

Demetrius

Министерство Пространства и Времени

azazella177 06

Цитата: Demetrius от 29.07.2023, 13:30Почему?
в те времена обычаи так скоро не менялись ) а уж тем более "обычаи " театыральные ) которые во много остались такие же самые до наших времен :)

azazella177 06

Цитата: Demetrius от 29.07.2023, 13:29Тему голых плечей Элен Курагиной Толстой тоже педалирует.
тоже некий обычай тех времен:)который явно Толстому не давал покоя  :D
--------------------- 

В соседний бенуар вошла высокая красивая дама, с огромной косой и очень оголенными белыми,белыми, полными плечами и шеей,..........................
................в особенности на свою соседку Элен, которая, совершенно раздетая, с тихой и спокойной улыбкой, не спуская глаз, смотрела на сцену..............

...............Голая Элен сидела подле нее и одинаково всем улыбалась; и точно так же улыбнулась Наташа Борису........

Demetrius

Цитата: azazella177 06 от 29.07.2023, 13:33в те времена обычаи так скоро не менялись ) а уж тем более "обычаи " театыральные ) которые во много остались такие же самые до наших времен :)
Любой обычай имеет легенду, что он будто бы существует от сотворения мира. На самом деле, нет ничего более изменчивого, чем обычай.
В "АК" Толстой описывал общество, к которому принадлежал сам. В "ВиМ"- то же общество, только поколения своих родителей. Уж ему ли было не знать, как люди вели себя в театрах.
Министерство Пространства и Времени

azazella177 06

#14
Цитата: Demetrius от 29.07.2023, 13:41Любой обычай имеет легенду, что он будто бы существует от сотворения мира. На самом деле, нет ничего более изменчивого, чем обычай.
В "АК" Толстой описывал общество, к которому принадлежал сам. В "ВиМ"- то же общество, только поколения своих родителей. Уж ему ли было не знать, как люди вели себя в театрах.

ну так и там и там описано рукоплескание )

а по Дюпорту дамы и вовсе не сдерживали эмоции, как и и по Патти :)
так что ...... )
Театр и во время Анны и во время Наташи не предпологал сдерживание эмоции )
Другое дело скачки  и светские посиделки :)  касаемо личностных эмоции:)
     
----------------------------------
 Анна, я должен предостеречь тебя, - сказал он.
- Я хочу предостеречь тебя в том, - сказал он тихим голосом, - что по неосмотрительности и легкомыслию ты можешь подать в свете повод говорить о тебе.
Твой слишком оживленный разговор сегодня с графом Вронским (он твердо и с спокойною расстановкой выговорил это имя) обратил на себя внимание.
Анна Каренина
Часть вторая. Глава ИХ
-------------------

 Он приподнялся и поднял стекло. — Что вы нашли неприличным? — повторила она.
То отчаяние, которое вы не умели скрыть при падении одного из ездоков.

Л. Н. Толстой
Анна Каренина
Часть вторая
XXIX


И вот тут  в отличии от театра были различия  между мужчинами и женщинами )
-----------------------------------------------
Он знал очень хорошо, что в глазах Бетси и всех светских людей он не рисковал быть смешным.
Он знал очень хорошо, что в глазах этих лиц роль несчастного любовника девушки и вообще свободной женщины может быть смешна;
 но роль человека, приставшего к замужней женщине и во что бы то ни стало положившего свою жизнь на то, чтобы вовлечь ее в прелюбодеянье, что роль эта
имеет что-то красивое, величественное и никогда не может быть смешна,
 +)