Повесть-версия А. Прока "Плаха для страха"

Автор Alina, 23.02.2021, 14:03

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Alina

Плаха для страха
Александр Прок Прокопенко
Документальная    повесть.

http://www.proza.ru/2011/03/18/1337

Ну надо же!... с утра  царила осень и можно было не спеша бродить по безмолвным аллеям заброшенного парка, сгребая ногами кучи листьев или же набирая в охапку и подбрасывая  над головой, давая им возможность ещё раз насладиться полётом, - а вот уже час бушует метель и до костей пробирает  мороз и хочется только одного – в тепло!
         Чтобы сократить путь, сворачиваю с аллеи и иду через дубовую рощу. Тропу уже занесло, и я держу ориентир на развалины княжеского замка. Когда перепрыгиваю через ручей, боковым зрением замечаю, как что-то большое и серое мелькает между деревьев.                Да это же Снежный барс! От него можно ожидать чего угодно -  поэтому я перехожу на бег. А вот  развалины замка, здесь есть где укрыться... Пока я так думаю, словно  молния,  барс  вылетает  из-за дерева и прыгает   мне на плечи... Но я готов к такому повороту событий, перебрасываю его через себя, а  из-за того, что барс  вцепился мне в куртку,  падаю вместе с ним в мягкий и липкий снег...
        Снежный барс – это Лёшка Соловьёв, мой коллега по Школе Выживания, из секции альпинизма и скалолазания, большой поклонник образа жизни ниндзя и самураев. А Снежными барсами называют тех альпинистов, которые покорили четыре «семитысячника» - пики Коммунизма, Ленина, Победы и Корженевской.
        Навалявшись в снегу и накормив друг друга снегом, мы идём на тренировку..
-Ну и какие у туристов планы на зиму?- интересуется Лёшка.
-Поведу «троечку» на Северный Урал...
-А куда именно?
Называю нитку маршрута.
-Это же через перевал Страха, не дрейфите?
-Будем готовиться, и Андрианыч сказал  -  поможет...
-А что, зимовать Андрианыч в хижине будет?
-Говорит, будет...

                АНДРИАНЫЧ.
       Валерий Андрианович – это наш инструктор в Школе Выживания, человек очень незаурядный, сыгравший немалую роль в судьбах своих учеников. За его плечами участие в экспедициях и восхождениях, служба в  спецназе и война в Афгане. Лет пятнадцать назад у него в авиакатастрофе погибла жена, и он остался с двумя сыновьями. Те  по окончанию военных училищ разъехались: старший служит в морфлоте,  младший на границе.
Оставшись один, Андрианыч полностью посвятил себя созданию Школы выживания. Находится она за городом, на бывшей базе отдыха завода имени Калинина.. Немало нам пришлось потрудиться, чтобы отремонтировать помещения, оборудовать залы..
       Нынешней весной, как только сошёл снег, Андрианыч  с нашей помощью  построил себе на краю оврага небольшой глиняный домик с камином, который мы сразу нарекли хижиной. Рядом сделали навес, под которым  часто собирались летом, слушая лекции и рассказы Адрианыча и гоняя чаи.
      После тренировки некоторые ребята решили зайти к Андрианычу, но он поднял указательный палец вверх и затем направил его на меня, а это значило, что у него есть разговор только со мной.
       И вот мы идём с Адрианычем по  начавшему таять  снегу  в его хижину. Андрианыч не любит говорить на ходу, и поэтому мы молчим, а я пытаюсь настроиться на предстоящую тему.
       Собираясь в очередной поход, мы всегда стараемся предусмотреть все препятствия и неожиданности  на маршруте, обеспечить, как говорит Андрианыч, 200-300% безопасности.
Перевал Страха – место очень загадочное, существует множество мифов и легенд о нём, в  которых переплелись мистика и реальность. Я вспоминаю походы, в которых мы сталкивались с необычными явлениями , прежде всего поход по Восточным Саянам, где  попали в священное место бурятов –
                ШУМАК.
Это был наш первый поход  четвёртой категории сложности. Тогда ещё не было Школы выживания,мы занимались в турсекции пединститута и ходили в несложные «двоечки» и «троечки». В поход по Восточным Саянам подобралась неплохая команда опытных туристов.
Непредвиденные обстоятельства возникли у нас уже в первые дни. Перед перевалом Динозавр плохо почувствовал себя один из участников, Сергей Торский, и нам пришлось тащить его и его рюкзак на себе.  Лишь только после второго перевала  Бепкана он смог идти самостоятельно. Это было очень кстати, так как впереди у нас был сложный перевал Тринадцати  высотой 3000м.
   Перед штурмом мы проснулись и увидели, что всё вокруг накрыл густой холодный туман. Выходим, взяв направление по азимуту, так же находим подъём на перевал, но когда  поднимаемся , видим, что это вовсе не перевал Тринадцати, а минимум 2-Б, спуск с него – отвесные скалы.
     Спускаемся к озёрам, туман немного рассеивается и мы замечаем справа понижение в горной гряде. Но наш ли это перевал? Искушать судьбу с 30-ти килограммовыми рюкзаками никто не хочет , я отправляюсь в разведку один, прихватив ледоруб и данную мне Микитюком шоколадку «Чайка».
     Легко преодолеваю мелкую осыпь между контрфорсами, затем по правому борту кулуара обхожу  скальный островок. Вскоре крутизна склона увеличивается, а кулуар суживается до 3-5 метров. Когда остаётся до перевала метров 30, я упираюсь в ледник, который занимает весь кулуар! А справа и слева – отвесные скалы. 
               
Рубить во льду ступени? Это займёт много времени и сил. А мне же ещё спускаться с перевала, и затем преодолевать его с рюкзаком.
Что же делать? Возвращаться назад? А дальше что?
Чувствую, как от безысходности меня покидают силы  , чтоб не упасть, присаживаюсь на выступ скалы.
Я первый раз на такой высоте....
Немного кружится голова, неимоверно колотиться сердце, подкрадывается апатия...
Но мне же нужно взойти на перевал!!
И вдруг слышу ...  ржание коня! Здесь? Откуда?
Смотрю на скале – всадник на рыжем коне , в монгольском одеянии, с длинным кнутом в руке... Он кивает мне и бьёт кнутом по скале. И я теперь  вижу на скале кучу зацепов. Как я раньше их не заметил? Встаю и уверенно лезу вверх. Всадника на скале уже нет, спускаюсь по гребню на перевал и снимаю контрольную  записку – это перевал Тринадцати! Тринадцати!!  Так же возвращаюсь обратно и через полчаса спускаюсь к ребятам.
        На перевал поднимаемся со страховкой, рубим ступени и навешиваем перила. Пытаюсь найти зацепы на скале – но их и след простыл! После спуска, пройдя часа четыре под проливным дождём, разбиваем бивак на берегу реки Шумак. Дождь вскоре прекращается , мы готовим ужин.. В темноте слышатся голоса , к костру подходят двое ребят в плащ-накидках. Мы знакомимся, они геологи, возвращаются на базу, одного , высокого и светловолосого, зовут Святослав, другого, коренастого, Николай.
Угощаем их чаем, они рассказывают нам о Шумаке.
Шумак – одно из самых чудесных и загадочных мест Сибири - славится прежде всего своими целебными радоновыми источниками. В долине Шумака черпал энергию и мудрость великий Чингисхан, и здесь на него  снизошла особая сила, благодаря которой он стал правителем половины мира. Старинные легенды о Шумаке переплетаются  с истинной силой Природы.
«Здесь Бог рядом»,- говорят буряты. Все действия здесь должны соответствовать определённым правилам, выработанным веками.
- Не лишним будет вам узнать главную легенду Шумака,- добавляет Николай, о двух сёстрах – Должон и Молжон. Отец у них был охотником и привёз их на Шумак, чтобы вылечить. Но в результате трагедии девушки погибли ,а  их духи стали хозяйками местности. Они не любят, когда люди сорятся, губят лес..Везде вы можете встретить места поклонения сестрам – там лежат кусочки ситца,сладости, деньги. Если вы будете поклоняться им от чистого сердца, тогда ваш путь будет благополучным.
- Не зря же местные буряты советуют: идёте на Шумак – оставьте все свои дурные привычки и плохие мысли дома,- вставая, говорит Святослав, - Спасибо за чай, ещё встретимся...
Когда геологи ушли, Микитюк, жуя хлеб с салом,  промычал: «Мы сюда не фольклор собирать  приехали.»
               
           На следующий день, часа через два приходим на радоновые источники, оставляем Сергея Торского \отсюда на вертолёте можно улететь в Иркутск\ и ,не обращая внимания на места поклонения, спускаемся по левому берегу реки Шумак, - по графику  сегодня нам нужно успеть дойти до реки Нарын- гол. Но на середине пути один из наиболее сильных участников Игорь Калашников стал жаловаться на боль в боку, пришлось его разгрузить и идти медленнее. Ночью его вообще скрутило, похоже, что-то с почками, хотя до этого у него с ними никогда проблем не возникало.
Утром мы с Гринёвым отводим  Игоря обратно в Шумак и договариваемся, что его отправят с Торским в Иркутск.  Когда возвращаемся на следующий день к ребятам, то вместе решаем, что на перевал Яман-гол не пойдём, так как график похода уже нарушен.  На следующий день собираемся переправиться через реку Шумак  и продолжать поход по правому берегу. Утром наши глаза вылезают из орбит от удивления – уровень воды в реке поднялся больше , чем на метр! О переправе не может быть и речи! Один путь – обратно в Шумак – только там есть мост...
 
Поздним вечером переходим мост в Шумаке и ,спустившись по правому берегу  километра три, становимся на ночёвку.
На следующий день, когда мы прошли километров пятнадцать, возникли проблемы со здоровьем у Маши Чалой \сильнейшей туристки из Северодонецка\ и мы все  поворачиваем назад, в Шумак! Всё! Поход сорван!
       Машу, по совету знахарки, отправляем на лошади с проводником  в посёлок Хойто-гол.
      Утром оставляем на местах поклонения конфеты, монеты, вижу, как Микитюк высыпает пригоршню мелочи..  Покидаем  священное место через Шумакский перевал, спускаемся по ущелью , Вдруг неожиданно небо заволакивают черные ,как уголь, тяжёлые облака. Увидев впереди избушку, бежим к ней. Едва успеваем спрятаться, как гром и молнии разрывают ущелье, обрушиваются дождь и град. Вскоре не выдерживает и протекает  крыша , если бы не наш полиэтилен, которым мы укрылись ,  пришлось бы очень и очень туго. Не спим всю ночь, только под утро стихия унимается.
Измученные ,спускаемся в посёлок Нилова пустынь и уезжаем в Иркутск, где нас встречают Торский, Калашников и Чалая -  они живы и совершенно здоровы!
           Недавно в интернете я наткнулся на рассказ о Шумаке известных фотографов из Улан-Удэ Сергея и Ольги Амологоновых.:
- Нам довелось, как говориться , на собственной шкуре почувствовать, насколько тонка на Шумаке грань между явью и преданием. Как-то мы немного повздорили. Оставшись в палатке вдвоём, мы надулись и отвернулись друг от друга. В воздухе царила напряженная тишина. Вдруг меня сковал животный страх, от которого волосы едва не встали дыбом: мне показалось, что у палатки неподвижно застыли два силуэта! Буквально через несколько секунд Сергей осевшим от волнения голосом произнёс:»Оль, тебе не кажется, что там кто-то есть?»  Мы опрометью бросились из палатки, воздух в которой, как нам тогда показалось, сжимался, и дышать было трудно. Потухший костёр, словно увидев нас, вспыхнул ярким пламенем, словно кто-то подбросил в него сухой бумаги и чиркнул спичкой. Мы крепко прижались друг к другу. Страх прошёл...
         Неудавшийся поход по Восточным Саянам заставил задуматься о многом и прежде всего наталкивал на мысль  о том, что для успешного прохождения маршрута нужно учитывать всё, что может неожиданно возникнуть в пути.
А мне к тому же не давал покоя перевал Тринадцати – что это был за всадник, ума не приложу...

                КОЛЬСКИЙ – 13
        В следующем году, весной, я наметил провести по области шесть детских групп, но возникшая угроза наводнения не дала осуществить это и я, собравшись за один день, присоединился к студентам, отправлявшимся в лыжный поход на Кольский полуостров.
       Когда поезд тронулся, и мы расселись по местам, студентка с факультета физвоспитания Света Харина  заметила:
-Смотрите, Сашка тринадцатый в группе и место у него тринадцатое!
-И вагон у нас тринадцатый! – добавила завхоз группы Виктория  Погребенная с филфака.
Тема для разговора была найдена , каждый высказал своё  отношение к этой цифре , вспомнил все известные с ней случаи.  А я посчитал -  оказалось, что этот поход у меня тринадцатый  и первый перевал в походе  будет тринадцатым!
- Перевал-то  этот называется Юмъекорр, что в переводе значит «ущелье мёртвых...Ха-ха-ха!!!- дико заржал руководитель похода Микитюк.
-Да , Сашк, тебе не позавидуешь,- посочувствовала  голубоглазая Лена Назарова.
Хотя было видно, что все шутят, мне ,правда, стало как то не по себе...
         Вышли мы из поезда на станции Нефелиновые  Пески и по вездеходной дороге  пошли в направлении перевала.   По преданию в ущелье Мёртвых погибло очень много шведов, напавших на саами в конце ХV1  века. Может быть об этом своим мрачным видом напоминают огромные чёрные скалы Юмъекорра. Но сам перевал невысок, подъём на него, смотрю, пологий , и это совсем рассеивает мои грустные мысли по поводу числа 13.
       Перед самым подъёмом на перевал падает Виктория Погребенная и хватается за стопу – растяжение. Я беру у неё рюкзак и продолжаю путь. В одной руке лыжные палки, в другой – рюкзак Погребенной. Потом обгоняю всех и поднимаюсь на перевал. Это у меня привычка такая – первым взбежать на перевал и фотографировать . Что я сейчас и делаю. Потом рассматриваю спуск с перевала -  он намного покруче и пошире подъёма.  Ветер тут  бешеный, валит с ног  -  я решаю немного спуститься. Лыжи пока не снимаю, медленно передвигаюсь приставными шагами. Снег вначале мягкий  -  но, увлёкшись, оказываюсь на фирне – плотном ледяном насте. Лыжи скользят ,я , удерживая равновесие, разворачиваюсь и лечу на скалы...
-Ну ,вот тебе и тринадцатый!- как молния проносится в голове -  я чувствую во всём теле неприятное расслабление.- Что делать?? Бросить  рюкзак Виктории, так он может залететь неизвестно куда – а в нём сыр и сало !
Эти мысли как-то отрезвляют.
- И причём здесь то, что этот перевал тринадцатый? В альпинизме у меня ведь пока только одна вершина / г. Гвергвишер, Западный Кавказ/ и ещё есть мечта взойти на Эльбрус! И в альпинизме самое главное – это  вовремя зарубиться!!
Последние слова произношу уже после того, как перекинув  лямки  рюкзака Виктории  на локоть, заваливаюсь на бок и втыкаю двумя руками сложенные вместе лыжные палки в снег.  Меня ещё с десяток  метров несёт вниз, но как только я наваливаюсь на палки всем телом, останавливаюсь.
Да-а! Вот это прокатился! Вгоняю палки поглубже, снимаю рюкзаки и лыжи и всё это закрепив, сажусь на камень поджидать группу. Ребята, сняв лыжи, медленно спускаются.
Ослепительно сияет солнце,  на душе  тепло и радостно...  По бокам нависают скалы, внизу зияет пропасть, впереди, в дымке застыла вершина  горы Часначорр, что в переводе с саами \часнь – «дятел»\ - «Дятлова гора»!
Да-а!
                В ХИЖИНЕ.
             В прозрачном небе уже одна за другой проклёвываются звёзды, когда мы с Андрианычем подходим к хижине. На крыльце нас радостно встречает мудрый кот  Баюн и громко мурчит.
             Андрианыч растапливает камин, ставит в него бронзовый чайник. Вскоре становится тепло и уютно. Чувствуется хорошая энергетика. Даже после усиленной тренировки здесь быстро восстанавливаются силы.
            Сегодня мы будем говорить, вернее я буду слушать Андрианыча  о группе Игоря Дятлова , погибшей  на Северном Урале. Месяц назад я скачал с инета  сотни три страниц об этой группе и дал Андрианычу.
           23 января 1959 г. группа  туристов спортклуба  Уральского политехнического института г. Свердловска под руководством Игоря Дятлова отправилась в лыжный поход  3-ей категории сложности по маршруту  - пос. Вижай – пос. 2-ой Северный – гора Отортен – р. Вишера – гора Ойла – пос. Вижай. Протяженность маршрута  - 300 км.
            Состав группы:
1.   Дятлов  Игорь, 1937г. студент 5-го курса  радиотехнического факультета УПИ. Имел немалый опыт участия и руководства в походах различной категории сложности. Как талантливый инженер проявил себя уже на втором курсе, собрав две УКВ – радиостанции, сконструировав печь для лыжных походов. Ухаживал, и не без взаимности , за Зиной Колмогоровой.
2.   Колмогорова Зина, 1937г. студентка 4-го курса радиотехнического факультета УПИ. Опытная туристка, участие в походах по Уралу и Алтаю. Прекрасный педагог и надёжный друг. В одном из походов была укушена змеёй , но мужественно перенесла все страдания.
3.   Золотарёв Семён, 1921г. – самый старший участник похода. Закончил Минский институт культуры. Прошёл всю войну, имел 4 награды. Работал на турбазе инструктором.
4.   Дубинина Людмила, 1938г. студентка 3-го курса инженерно-экономического факультета УПИ. Имела немалый туристский опыт, руководила в 1958 г. лыжным походом  2-ой категории сложности по Северному Уралу. В 1957 г. в Восточных Саянах получила огнестрельное ранение ноги \ случайный выстрел охотника\ и стойко перенесла все трудности .
5.   Слободин Рустем, 1936г. выпускник УПИ, инженер комбината № 817. Опытный турист, отличный спортсмен.
6.   Тибо-Бриньоль Николай, 1934г. выпускник строительного факультета УПИ, работал прорабом. Большой опыт участия в походах различной категории сложности.
7.   Колеватов Александр, 1934 г. студент 4-го курса физико-технического факультета УПИ. Участвовал во многих походах.
8.   Кривонищенко Георгий, 1935 г. выпускник УПИ, последнее время работал инженером комбината №817. Был другом Дятлова, участвовал почти во всех походах, в которые ходил Игорь.
9.   Дорошенко Юрий, 1938 г. студент факультета подъёмно-транспортных машин УПИ, имел большой туристский опыт.
10.   Юдин Юрий, 1937 г. студент 4-го курса инженерно-экономического факультета УПИ, имел на счету шесть походов.
                Местные жители – манси, шаман Степан Куриков, летчик Геннадий Патрушев  отговаривали туристов от посещения заявленных мест.
         27 января во 2-ом Северном посёлке группу покинул из-за болезни Юрий Юдин.Следующие четыре дня поход проходил по безлюдной местности – туристы шли по долинам рек и по тропам манси.
               31 января группа стала на ночёвку почти у границы леса в верховьях реки Ауспии. На следующий день туристы построили лабаз, оставили в нём часть вещей и продуктов и после обеда начали  подъём на безымянный перевал. Когда уже стемнело и ухудшилась погода, дятловцы поставили палатку на склоне горы Холат-Сяхыл . На завтра они планировали дойти до Отортена, не зная, что это их последняя ночёвка.....
               12 февраля истёк контрольный срок возвращения группы.
               20 февраля была отправлена первая поисковая группа, а затем ещё несколько.
               26 февраля на склоне горы Холат-Сяхыл найдена изрезанная палатка. Ниже неё следы людей, спускающихся в долину реки Лозьвы. Почти все следы от разутых ног.
                В полутора километрах от палатки под кедром нашли труппы Дорошенко и Кривонищенко.  На склоне обнаружили тела Дятлова, Колмогоровой и Слободина.
                4 мая в 75 метрах от кедра в овраге были найдены труппы Дубининой, Золотарёва, Тибо-Бриньоля и Колеватова.
                У Дубининой \показало вскрытие\  - симметричный перелом нескольких рёбер, у Золотарёва переломаны рёбра справа. У Тибо-Бриньоля  - вдавленный перелом костей черепа.
                Вот уже более 50-ти лет остаётся загадкой причина гибели туристов группы Дятлова.
Иллюзии это то, чего нет. Уже или еще?

Alina

           РАССКАЗ  ШАМАНА.
          Над уральским посёлком Вижай глухая звездная ночь. Рассевшись прямо на полу, поближе к большой печке с грустно поющими мерзлыми дровами, группа Игоря Дятлова слушает рассказ местного шамана Степана Курикова:
                ...... и вот пришло время и появилась Земля среди Океана из ила. Выносила этот ил со дна гагара, в облике которой был повелитель злых духов Куль-отыр. И разделился тогда Космос на три мира: Верхний \небесный\, Средний \ земной\ и Нижний \ подземный\.
          Верхним миром правит бог Нуми-Торум. Живёт он на седьмом небе, в светлом доме, где находятся сосуды с живой и мертвой водой. За Землей он наблюдает через отверствие, в  которое на железной цепи спускаются посланники бога и поднимаются земные герои. Чтоб Земля была устойчива, Нуми-Торум надел на неё тяжёлый пояс, превратившийся  в Уральские горы.
Затем из стволов лиственниц Нуми-Торум сотворил менквов \великанов-людоедов\  и оборотней. У них заостренные головы, от одной до семи голов, железное тело, длинные ногти. На головах маски из конских хвостов, они всегда дико кричат и хохочут. Если снятся менквы – это проявление депрессии.
          Вслед были созданы люди, из сердцевины лиственинницы, но получились они злые и мохнатые, и сразу же были уничтожены. После долгих трудов появились настоящие люди, сплетенные из тальника и обмазанные глиной.
        Номи-Торум, как самый великий бог, создаёт и посылает на землю дневной свет, решает вопрос о том, сколько жить человеку.
        Средним\земным\ миром правит Калташ- эква, жена Номи-Торума. Она наделяет людей душами, определяет их судьбы. Священным деревом Калташ-эквы является берёза, у которой совершаются ей жертвоприношения.
        Управлять Землей Калташ-экве помогает  младший сын, Мир-сусне-хум  -  покровитель человека с его рождения. Ездит он на пёстрой, как месяц, лошади, испускает свет, следит за отношениями людей и духов. Жертвоприношения приподносятся ему в связи с рождением, в случае болезни, при отправлении в дальний путь.
        В Нижнем мире обитает властитель злых духов кулей и болезней Куль – отыр. На нём большая чёрная шуба: прикоснётся к ней человек – сразу умрёт.Номи-Торум передает ему списки тех людей, которые должны умереть и Куль –отыр перевозит их на лодке в загробный мир.
        У человека несколько душ, у мужчин больше, у женщин меньше. Одна из душ, название ей ис-хор, покидает человека лишь после смерти и живёт на кладбище, страдает в разлуке с близкими. Другая душа «ис», что значит « уходящая вниз по реке», живёт в голове человека, покидая его только во сне. Но человек может заболеть и умереть, если эта душа покинет его навсегда. Душа «ис» может путешествовать по всей Вселенной, в том числе и в мире мёртвых. Но она очень пуглива  и если внезапно разбудить спящего человека, он от испуга может заболеть.
        Есть ещё душа «улум-ис», что переводится как «птица сна», потому что лишь на время сна прилетает к человеку, а так живёт в лесу.
        Места, на которых живут духи-хранители манси называют ялпынг- ма  \святая земля\. В центре её находится  пурлахтын – ма  \площадка для кровавых и бескровных  жертвоприношений на кедровом «острове» - возвышенности посреди болота\.  В этих местах нельзя деревья рубить, охотиться, ягоды собирать, костёр разжигать, босиком ходить.
        Но есть ещё и «плохие» места. Там обитают уччи – тёмные злые существа,  причиняющие  человеку  большой вред. Живут они в лесах и горах, имеют вид человекоподобных существ, а на самом деле это звери , с железной грудью  , с клыками и когтями. Под стать им и лесбег – снежный человек с заросшим шерстью туловищем, Живет он в подземных жилищах, способен быть невидимым, вызывает у человека оцепенение. К «плохим « местам относится Отортен, что в переводе « не ходи туда» и Холат-Сяхыл \гора мертвецов\.  А над  Холат-Сяхылом в определённое время проносится  Сорни- Най, богиня Хаоса,Смерти , Разрушения и собирает жертвы.
      В страшном урочище Ман-Папуньер стоят шесть каменных столбов, по легенде  когда –то шесть великанов преследовали племя вогулов. На перевале Холат-Сяхыл великаны настигли беглецов и многих убили. Некоторых людей спас шаман с белым лицом, обладающий волшебной силой.
        Также есть ветер «шувгей» - он похищает людей, делает их невидимыми, носит над лесом. Когда человек возвращается в мир из дремучей чащобы, куда его занёс ветер – ничего не помнит, заболевает эпилепсией и теряет разум.
        Поэтому всегда нужно думать: куда идёшь, зачем идёшь, как идёшь...

В ХИЖИНЕ.
        - Чтобы разобраться , что случилось с группой Дятлова, - медленно говорит Андрианыч, -  нужно обратиться прежде всего к психологии.
        Профессор  Выготский вывел очень важную формулу –« поведение человека определяется его подсознанием». Ты знаешь, что основная функция  подсознания -  это  выживание в любых условиях. У каждого человека на уровне подсознания есть сигнальная система, которая в условиях опасности моментально реагирует, насылая страх.Притом для срабатывания этой системы не важно, реальна ли угроза от этой опасности . Угроза может быть и мнимой, достаточно того, что тот, кто боится, воспринял её как настоящую.  Так вот, при определённых обстоятельствах переживание страха достигает силы аффекта и навязывает человеку «аварийное поведение» - разум в этот момент отключается и человек действует ,»не помня себя».
        Рассмотрим такой аффект, как «ажитация». Она выражается в стремлении убежать, спрятаться, не видеть и не слышать того, что пугает. При этом человек втягивает голову в плечи, пригибается к земле, иногда закрывает глаза. Страх заставляет дрожать, кричать, визжать. От него звенит в ушах, перехватывает дыхание, трясутся руки, расширяются зрачки, по спине бегут мурашки, волосы встают дыбом. Человек покрывается холодным потом.  Ночные страхи бывают спровоцированы эмоциональными потрясениями, впечатлениями или бурными переживаниями. Сопровождаются  они душераздирающим воплем и паническим состоянием. 


        Андрианыч снимает закипевший чайник и заваривает  травяной  чай. По хижине расплывается терпкий душистый запах зверобоя и душицы.
      Мы молча пьём чай, слушая , как за окном бушует ветер , трещат в камине дрова и мурлычет свою песнь кот Баюн. Выпив пиалу, Андрианыч пересаживается  к камину, берёт на руки Баюна и пристально смотрит в огонь.
    - Я расскажу тебе два случая из жизни наших альпинистов. Первый произошёл с Павлом Уденко , в альплагере на Кавказе. При восхождении на вершину он вдруг почувствовал «нечто», что повергло его в неимоверный ужас. Восхождение пришлось прекратить, вызвать спасателей.  Всё оставшееся лето Павел провалялся в больнице, а что у него, врачи так и не определили. Об этом «нечто» Павел категорически отказывался рассказывать даже тогда, когда ребята его подпаивали, чтоб выведать  хоть  что-нибудь.  Только бубнил:»Если б вы оказались там, с вами было бы тоже самое».  Года через  четыре ребята уговорили его поехать в альплагерь.  Когда автобус  подъезжал к горам ,  Павлу стало так плохо, что пришлось отвезти его в больницу. Пролежал он в ней с месяц, но что с ним, так  и осталось загадкой.
          Другой случай из жизни Николая Бугина, известного альпиниста, руководителя 22 экспедиций. Как-то во время сборов на Эльбрусе , в феврале, он решил сбегать на Западную вершину.  До этого он несколько раз на ней был. Только начал восхождение , его неожиданно накрыло коричневое облако и он почувствовал , как его сковывает животный страх. Сколько времени прошло – он не помнит. Очнулся, когда уже бежал вниз. С тех пор на Эльбрус не ходит.

                ШТУРМ  ОТОРТЕНА.
        -Теперь посмотрим, что же произошло с туристами из Свердловска под горой Холат-Сяхыл. Группа  Дятлова была хорошо подготовлена в физическом и техническом отношениях, маршрут был стандартный. И, всё таки , нашлось в этой цепи, как говорится, «слабое звено».
        Начало похода проходило без каких-либо эксцессов . Судя по фотографиям, настроение у всех было приподнятое. Но вот перед нами дневники ребят – бесценный материал для понимания того, что произошло в том походе.  Читаем записи Людмилы Дубининой:
24.01. «Женька \турист из группы Блинова, ехавшей вместе с дятловцами до г. Ивделя. А.П.\ то и дело подъедает меня, даже скажет что-нибудь обидное.Неужели он считает меня какой-нибудь дурой. Да и я вообще люблю подливать масла в огонь, чёрт бы меня подрал...»
25.01. « Женька опять съязвил. Вот ехида уж, да ехида. Теперь у меня  кое-что  проясняется, правда и раньше, но сейчас лучше и больше.
Женька с Зиной пели: « Если б были глаза твои не такие синие...».
  Проводили блиновцев со слезами. Настроение испорчено. На прощание спели с Зиной Жене «Если  б очи твои..». В общем мне очень и очень тяжело.
26.01. « Настроение плохое и, наверно, будет ещё дня два. Зла как чёрт.
                -  Давай посмотрим в толковый словарь и разберёмся более точно с некоторыми словами:
Ехида – злой, язвительный, коварный человек.
Язвительный -  злобно-насмешливый, стремящийся досадить.
Коварный – злонамеренный.
- Мы знаем, что злость – это самая худшая из отрицательных эмоций и является источником всех остальных эмоций.Она может всё: разрушить отношения между людьми, вторгаться в мысли и поведение человека, создать немало проблем физического характера.
Злость порождается разочарованием, но её просто порою невозможно предъявить. Оптимальное поведение тут – подавление злости. Но нужно всегда помнить, что в случае подавления злости, злость подавит  нас.
Злость во сне говорит о том, что у человека есть подавленная злость.Злость во сне выражается в разных образах: зубастое животное, острые предметы, насилие, собственная смерть.
Скрытая злость может быть причиной стресса и депрессии.
              Читаем дальше дневники туристов  группы Дятлова:
30.01. «Люда быстро отработалась, села у костра. Коля  Тибо переоделся. Начал писать дневник.Закон таков: пока не кончится вся работа, к костру не подходить. И вот они долго спорили, кому зашивать палатку. Наконец К. Тибо не выдержал, взял иголку. Люда так и осталась сидеть.  А мы шили дыры \ а их было так много, что работы хватало на всех, за исключением двух дежурных и Люды. Ребята страшно возмущены.\ Сегодня день рождения Саши Колеватова. Поздравляем, дарим мандарин, который он тут же делит на восемь частей.\ Люда ушла в палатку и больше не выходила до конца ужина\. В общем , ещё один день нашего похода прошёл благополучно.»
            Андрианыч откладывает бумаги на стол, прижимает ладони к вискам и закрывает глаза....
Меня всегда поражала способность  нашего инструктора с помощью сопоставления фактов устанавливать причинно-следственные связи, воспроизводить картины прошлого, предвидеть будущее.
Совсем не похожим на свой, Андрианыч  чеканным голосом произносит:
«..... не выдержав ... косых взглядов друзей, Люда Дубинина залезла в палатку. Ребята готовились ужинать, а ей не хотелось ни есть, ни что-то делать. Где-то внутри у неё было столько гнева, что казалось вот-вот он разорвёт ей грудь. « Ну как они не могут понять, что мне тяжело, что я устала , наконец! И вообще, я не должна зашивать палатку, моя обязанность в походе – завхоз..»
Ребята у костра шумно и весело поздравляют Колеватова с днём рождения. «Подавитесь вы своим мандарином,»- чуть ли не вслух произносит Дубинина и, не зная на чём сорвать свою злость, берёт лежавший на дровах для печки финский нож и рубит им лыжную палку, подпиравшую конёк палатки возле печки. « Пусть всё завалится к чёрту, ничего не хочу больше...»
            - Таким образом, в психологическом климате группы обозначились два полюса.- Андрианыч переводит взгляд на огонь. -  С одной стороны – сильная и уверенно рвущаяся к покорению Отортена группа во главе с опытным и «твердолобым» руководителем,  по выражению лётчика Г. Патрушева, с которым ребята познакомились в пос. Вижай, с другой – капризная участница, которая свои личные  проблемы ставит выше интересов группы.
                А тут ещё  непогода......
Уже 30-го января к вечеру было  минус 26, усилился ветер, надвинулись густые черные облака и повалил крупный снег.
А 31 января\из дневника группы\:
«Сегодня погода немножко хуже – ветер \западный\»
«Идти сегодня особенно тяжело»
«Усталые, измученные, принялись за устройство ночлега».
               
                ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ.
        Первое февраля  с утра немного порадовало ребят погодой – они установили лабаз,  приготовили обед. Потом распределили  снаряжение и продукты, часть их оставили в лабазе, пообедали и вышли на штурм Отортена. В этот день они, конечно , не собирались его покорять, в планах было  поближе к нему подойти, как позволило бы световое время.
      Рюкзаки у них стали намного легче, но с набором высоты усилился ветер, замела метель, а выйдя на перевал  , туристы попали в кромешный ад. Видя, что группа совершенно выбилась из сил и уже начинает темнеть,  на склоне Холат-Сяхыла Дятлов дал команду ставить палатку.
      Площадку вытаптывали, не снимая лыж, затем уложили на неё лыжи вниз креплениями, с трудом установили палатку и, совсем обессилившие, залезли в неё.  Дыру  на одном из крыльев заткнули штормовкой. Надышали – стало теплей, перекусили корейкой с сухарями и решили, по предложению Золотарёва, выпустить боевой листок «Вечерний Отортен». Потом долго ещё все, кроме Дубининой, смеялись над текстом и близко к полуночи уснули.

               
"ВЕЧЕРНИЙ ОТОРТЕН" № I
1 февраля 1959 г.
П Е Р Е Д О В И Ц А
ВСТРЕТИМ XXI СЪЕЗД УВЕЛИЧЕНИЕМ ТУРИСТОРОЖДАЕМОСТИ!
Н А У К А

В последнее время в научных кругах идет оживленная дискуссия о существовании снежного человека. По последним данным, снежные человеки обитают на Северном Урале, в районе горы Отортен.
ФИЛОСОФСКИЙ СЕМИНАР "Любовь и туризм" — проводится ежедневно в помещении палатки (гл. корпус). Лекции читают доктор Тибо и кандидат любовных наук Дубинина.
Армянская загадка
Можно ли одной печкой и одним одеялом обогреть 9 туристов?

НОВОСТИ ТЕХНИКИ
Туристские сани
Хороши при езде в поезде, на машине и на лошади. Для перевозки груза по снегу не рекомендуются.
За консультацией обращаться к гл. конструктору тов. Колеватову.

СПОРТ
Команда радиотехников в составе тов. Дорошенко и Колмогоровой установила новый мировой рекорд в соревнованиях по сборке печки — 1 час 02 мин. 27, 4 сек.
Орган издания профсоюзной
организации группы "Хибина"

               
Иллюзии это то, чего нет. Уже или еще?

Alina

СОН ДУБИНИНОЙ.
        И снится Людмиле, что на склон горы, где стоит палатка, надвигаются черные-причерные тучи, И видит она, что стоят вокруг  исполинские  шесть  столбов и машут глыбами – головами. Откуда-то снизу доносится  дикий крик и хохот и бегут к палатке тысячи  великанов-менквов в масках из конских хвостов,  тряся заостренными головами. Подбежав, начинают длинными когтями рвать палатку и растяжки.  А со стороны Отортена появляется заросший шерстью  с  жёлтыми клыками огромный снежный человек -  лесбег. Хочет Людмила всех  разбудить , но не может пошевелить ни рукой,  ни ногой. Лесбег  хватает  палатку и вытряхивает из неё  туристов.  Налетевший ветер Шувгей подхватывает ребят , несёт их  по склону  в дремучий лес  и  швыряет  в овраг. Там полыхает жаркий костёр, а вокруг него тьма зверей с собачьими головами.  Из темноты медленно и важно выходит бог подземного царства Куль-отыр в большой чёрной шубе. В руках у него длинный список, заглянув в него, он снимает шубу и собирается накрыть ею туристов.  Людмилу охватывает  ужас , из её груди вырывается  нечеловеческий , душераздирающий крик...
                НЕОЖИДАННЫЙ  УДАР.
      - Тут стоит сделать небольшое отступление,- вставая с кресла и подходя к книжной полке, говорит Андрианыч,- Вот замечательная книга Лебедева « Личность в экстремальных ситуациях». В ней , в частности, автор рассматривает концепцию Анохина об « опережающем отражении» и приводит хорошие примеры. Суть этой концепции в том, что когда у человека намерения к действию уже сформированы и начинают реализовываться, появление неожиданных, непредвиденных раздражителей наносит « удар» по системе предвидения, который даже у людей с достаточно высокой подготовленностью может вызвать аффектное состояние. Вот первый пример.
            8 декабря 1972 г.  "Боинг- 707» с пассажирами на борту потерпел катастрофу. Очевидцы свидетельствовали, что самолёт шёл на посадку, но примерно за 2 км от взлётно-посадочной полосы его моторы неожиданно взревели. Самолёт задрал нос и примерно с высоты 150 м упал на жилые дома в районе аэропорта и взорвался. Расследование показало, что, идя на посадку, лётчик ввёл в действие интерцепторы  -  металлические пластины , выдвигаемые из крыльев самолёта поперек воздушного потока для уменьшения скорости. Но взлётно-посадочная полоса неожиданно оказалась занятой.  Руководитель полётов в резкой форме дал приказ пойти на второй круг. Лётчик, не ожидая такого распоряжения, растерялся, вывел двигатели на полную мощность, но забыл убрать интерцепторы. Это и явилось причиной катастрофы.
        Второй случай из личных воспоминаний автора: « Подводная лодка после длительного похода всплыла на поверхность и возвращалась на свою базу. Матросы и офицеры вышли на ходовой мостик. Был тихий вечер. И в этой тишине, как гром среди ясного неба, крик сигнальщика:» Мина на носу!» «Право на борт»- скомандовал вахтенный офицер. Дальше я ничего не помню. Помню только, что как завороженный стоял на мостике и смотрел на проплывающую мину, Очнулся, когда кто-то положил руку на плечо. Аналогичное состояние испытали все.»
                ПОСЛЕДНЯЯ НОЧЬ.
          Уральское время перевалило за полночь, группа Дятлова спала глубоким сном, а палатку всё больше и больше заносило снегом. В конце концов под его тяжестью и от разбушевавшегося ветра обрывается растяжка на коньке и крылья палатки со снегом наваливаются на туристов.
          Раздаётся душераздирающий крик Дубининой...
          Полупроснувшихся ребят охватывает дикий ужас, бьёт дрожь и прошибает пот. Очень чувствуется нехватка воздуха. Каждый пытается вскочить, Дубинина продолжает кричать и метаться. Непослушными руками Дятлов пробует расстегнуть палатку. Золотарёв и Тибо с трудом поднимают конёк.
         Колеватов выхватывает нож и бьёт им по скату палатки, режет её и вываливается сквозь снег наружу.
         Рядом режет палатку Тибо...
        На склоне Холат-Сяхыла  - жуткий ад. Ветер , снег, мороз....
        Вслед за Колеватовым со свёртком одежды и фонариком выскакивает Дятлов и ,бросив вещи, вырывает с палатки куски брезента. Вылезающих ветер с силой и ожесточением  швыряет по склону.
        Дятлов, ухватившись за палатку, пытается сосредоточиться, но у него это не получается -  в голове совершенно пусто, его неимоверно трясёт, он не может понять, что происходит, не может  трезво мыслить, только где-то в области солнечного сплетения как будто пылает костёр и инстинкт приказывает:»Спасаться! Бежать! Бежать!»
       -Теперь стоит обратиться к такому малоизученному понятию в психологии, как  «паническая  атака»,- Андрианыч берёт со стола  толстую тетрадь и листает . –.... это внезапное острое состояние, возникшее в результате тревоги, страха или реакция на стресс. ....она может длиться   до  тридцати минут.
Паническая атака разрушает нервную систему на пустом месте , то есть  делает по-настоящему опасной безопасную, в сущности, ситуацию, так как человек полностью теряет контроль над собой. Можно сказать и так, что паническая атака  -  это « сбой  биокомпьютера» головного мозга. По ошибке автоматически активизируется центр страха. Человек получает тревожные сигналы : берегись, спасайся.
        Стрессорами для группы Дятлова явились : переутомление, нарушение ритма сна, «неожиданный удар» - крик Дубининой, недостаток воздуха, низкая температура и гора Холат – Сяхыл  -   место, усиливающее страх. Такой обширный стресс повлёк за собой серию панических атак у туристов ,их действиями  руководил только страх смерти.

          - Игорь Дятлов бросился было за группой, но увидел, что Дубинина , размахивая руками, падая и подымаясь, бежит в сторону Отортена. Он с трудом догнал её, схватил и потащил вниз. Людмила продолжала безумно кричать, указывая руками на небо, вырывалась и падала, так что Игорю иногда приходилось подхватывать и нести её на руках.
 Друг за другом, проваливаясь в снегу, туристы спустились к лесу,  по длинному языку горной тундры добежали до высокого кедра. Первыми взлетели на дерево Кривонищенко и Дорошенко, за ними  Колеватов,  Колмогорова, Дубинина, Золотарёв и Тибо- Бриньоль. А вот между ,отталкивающими друг друга Слободиным и Дятловым , возникла стычка. Кулаками и ногами они колотили друг друга  до тех пор, пока Слободину  не удалось повалить Дятлова и тоже забраться + на кедр.
Между тем, те, кто наверху, а именно Кривонищенко и Дорошенко, находясь на пронизывающем  ветру, начали чувствовать, что у них отмерзают уши и щёки, перестают сгибаться пальцы. Кривонищенко решает спуститься ниже и становится на ветку, на которой стоит Дорошенко  - она не выдерживает двоих, обламывается со звонким хрустом и они падают, сбивая своих друзей.
Обламывая ветки, все комом летят на снег..
Слышны крики и стоны..
Держась руками за бок, поднимается Колмогорова, за ней Дорошенко и Кривонищенко  - под ними оказались Дубинина, Золотарёв и Тибо. Слободин трясёт головой, словно пытается с неё что-то сбросить. Золотарёв садится и , хватаясь за правый бок, надрывно кашляет.
Дубинина и Тибо лежат без движения. Ветер внизу не такой сильный.
Колмогорова бросается к лежавшим и осматривает их.
- Костёр! Быстро! – кричит Дятлов и бросается собирать ветки кедра. Разжечь сразу не удаётся, тогда Колеватов достаёт блокнот и, разрывая его на части, бросает в костёр. Вскоре поляна освещается ярким светом.
Подбегает запыхавшийся Дятлов, и  сообщает, что нашёл неподалёку место в овраге, где совсем нет ветра.
Зина кричит, что срочно нужна аптечка.
Дубинину осторожно переносят поближе к костру и укладывают на хворост, а Тибо кладут на небольшую волокушу из  срезанных пихт, и Колеватов с Дятловым тащат его в овраг. Там Игорь говорит Колеватову, чтоб тот начинал делать настил, а он сбегает за аптечкой.  Видя, что Игоря  всего  колотит, Александр снимает и отдает ему меховой жилет.                Дятлов     выбирается из оврага, поднимается по склону и попадает в настоящий ураган. Мороз сковывает всё тело, ноги уже не могут идти. Игорь падает, пытается ползти и упирается головой в молодые берёзы.
И вот ему кажется, что он засыпает, а вокруг светлеет и ураган успокаивается, небо становится чистым-пречистым...  На вершине Холат-Сяхыла  видит он могучего богатыря, испускающего свет, на  крылатом коне с золотой гривой и серебряными копытами.
- Кто ты? – из последних сил кричит Игорь.
-Ты не знаешь, кто я? Я Мир-сусне-хум  -  покровитель людей!
-Тогда помоги  мне!
-Не могу,  твоя душа уже во власти моей матери, Калташ-эквы, обращайся к ней!
-А где я её найду?
-Она же перед тобой!- и всадник растворяется в небе.
Смотрит Игорь и не разберёт уже, то ли берёза перед ним, то ли богиня, но всё равно кричит:
-Помоги мне дойти до Отортена!
-Хорошо, иди за мной...
Игорь протягивает руку и хватается за ствол берёзы....

         Колеватов, вытоптав место для настила, и , срезав несколько пихточек для него, возвращается к кедру. Узнав, что  Игорь ушёл один, Зина сильно забеспокоилась и сказала, что пойдёт за ним. Решили, что с ней пойдёт и Слободин.
Колеватов  нарезает молодняка, на часть его укладывают Дубинину и они с Зиной осторожно тащат её в овраг. Другую часть пихточек несёт Слободин.
В овраге Люду оставляют рядом с Тибо, Колеватов  продолжает делать настил, а Зина с Рустемом отправляются к палатке.
Несмотря на ураган и сильный снегопад, они  замечают  чёрное пятно, а когда подходят ближе, то видят, что это Дятлов. Зина бросается к нему, переворачивает, но помощь ему уже не нужна....
Выше – ураган  неистовей. Вскоре ,падает, чтобы уже никогда не подняться, Рустем Слободин.
Зине остаётся бороться  ещё полтораста метров....

Почти доделав настил, Саша Колеватов бежит к костру погреться. Золотарёв сидит под кедром, обхватив голову руками. Дорошенко и Кривонищенко лежат чуть ли не в самом костре, который уже начинает затухать. Золотарёв говорит, что ребята замерзли ,и предлагает снять с них одежду для других – на войне так всегда делали. Они срезают и снимают одежду с Дорошенко и Кривонищенко, потом Колеватов срезает ещё несколько пихточек и относит их с одеждой в овраг. Возвращается назад за Золотарёвым и их путь к оврагу становиться последним....
Дойдя до Тибо и Дубининой, они уже с трудом различают лежавшего Николая и почему-то стоящую теперь на коленях с поднятыми руками Людмилу у стены оврага и падают между ними....
               
Иллюзии это то, чего нет. Уже или еще?

Alina

КОНЕЦ ТРАГЕДИИ.
      И снится последний сон Людмиле Дубининой : лежит она у ярко пылающего костра, вокруг бегают ребята. Зина  снимает с её поясницы светло-коричневую кофту,  Рустем разрезает кофту напопалам и ребята обматывают ей ноги. Потом  Людмилу укладывают на мягкие нарты, запряженные шестёркой  белых и черных собак ,и те мчат её по лесу, только ветер свистит и метель сечёт по лицу.
«Зачем я разрешила им порезать мою любимую кофту, чёрт меня возьми, - переживает Дубинина, - как же я теперь без неё?»
И замечает вдруг, что уже не собаки её везут, а какие-то мохнатые существа с собачьими головами, но с копытами и длинными хвостами.
«Эй, я не хочу,... не надо.... – пытается крикнуть Людмила и видит, что она уже в овраге, по дну которого протекает глубокий ручей. А в ручье том  длинная чёрная лодка,  в ней тот, в огромной черной шубе, зовёт её к себе. А овраг полон этих мохнатых, с собачьими головами и все они лают на неё....
« Сейчас я вам,- кричит Людмила, - мне бабушка рассказывала , как....
Цепляясь за корни на склоне оврага, она встаёт на колени и вздымает руки к небу. А оно чистое- пречистое, лазурное и безбрежное...
- Не дайте ей говорить!- кричит громовым голосом из лодки бог подземного царства... И тысячи мохнатых существ набрасываются на Людмилу, и она  без чувств падает на склон....
               
     - Для понимания подобных случаев, - Андрианыч  открывает  усталые глаза, - нужна ещё не освоенная человеком область знания, которая  бы объединила мифологию, эзотерику и психологию. Да нужна она и не только для этого...
Случай  с дятловцами показал нам, что проблемой является   сам страх, а не объект страха. А тот ,кто боится страха, находиться на пути к несчастью. Нужно создать у себя привычку действовать, несмотря на страх.
        Древние даоские мудрецы  утверждали, что есть три вида  храбрости:
1.   Когда храбрец не представляет размера опасности и поэтому не чувствует страха.
2.   Когда храбрец представляет размер опасности , но пересиливает свой страх.
3.   Третий вид – это храбрость знания, когда ты не боишься, благодаря знанию.
Отсюда можно сделать вывод, что подлинная храбрость не даётся с рождения, это качество, которому  нужно научиться. 
Поэтому в психологическую подготовку включите два этапа : анализ и представление.  Всё дело в том, что анализ проходит на логическом уровне \ чего я боюсь? почему я боюсь?\, а страх – это эмоция и поэтому этого недостаточно. Мы можем в результате анализа прийти  к выводу, что страх в данном случае был бессмыслен, но будем продолжать бояться.  А представление – это эмоция. Методом визуализации создаём в уме картины, на которых мы выполняем то, чего боимся. А наш разум не различает представляемые события и реальные.А когда в воображении мы преодолеваем страх несколько раз – это закрепиться в подсознании.
Ну и, конечно же, необходимо перед походом  всё предусмотреть в физическом, техническом и тактическом планах.
Напоследок я хотел бы тебе прочитать отрывок из  книги  Бахарева и  Михалевича "Аборигены Урала".
«Вот и сбывалась давняя мечта — побывать в этих краях, познакомиться с уральскими аборигенами, живущими вдали от городской суеты, на самом краешке цивилизации. Во все времена веяния всех катаклизмов обходили эту глушь стороной. Чувствовалось, после таежных странствий по сказочным местам, насыщенным историческими драмами и событиями, мы и сами потихоньку превращались из убежденных атеистов в поклонников язычества. Поклонников всевозможных примет, каких-то необъяснимых знаков, может, особой интуиции. Казалось бы, ты — современный, цивилизованный человек, а задумываешься над этим и веришь. И хотя посмеиваешься над собой, все равно веришь.
Вроде отсутствуют аномалии, приборы молчат, а вот невольно обращаешься к духам лесов и гор. Просишь о хорошей погоде на завтра, удачу на охоте, легких дорог, новых интересных встреч. Мало ли какие опасности подстерегают на маршруте, это вам не по восемь человек ходить с песнями. А если всю жизнь один на один с тайгой... Просыпаются тогда позабытые первобытные звериные инстинкты. На уровне подсознания рождается вера в мистические образы, которые оберегут, оградят, помогут в трудную минуту. Вообще, я заметил, что даже немногодневное присутствие в тайге и горах очень изменяет мысли и чувства человека, заставляет их уходить вглубь душевных переживаний, делает четкими и ясными. А размышления у ночного костра, в горах, между россыпей курумника и таинственной мерцающей звездной пылью космоса. Душа вдруг обретает новое стремление стать частью всемирного разума, безграничной бездны.
Никуда не деться и от наблюдений нескольких поколений туристов и геологов, местных жителей и, частично, наших собственных, которые сообщают о некоторых загадочных событиях в районе. Порой не всегда их можно описать и оценить точными физическими величинами. Таинственные силы проявляются на хребтах Молебном, Муравьином, Тумкопае, Холат-Сяхль. Влияние на людей различное. Горы благоприятствуют тем, кто странствует с открытой душой, добрыми побуждениями.
Здесь открываются истины, которым не научат самые мудрые книги и учителя. Нужно только уметь замечать, воспринимать знаки и события, встречающиеся на вашем пути, откладывающиеся в вашем сознании и подсознании, закоулках памяти. События, изменяющие, в конце концов, всю вашу жизнь.... Об этом же довелось мне услышать от самих известных шаманов. Превратившись в наш бурный век в простых людей, они не растеряли знаний и навыков своих предков. Но последние из последних унесут их с собой в подземное царство Куль-Отыра, если сыновья не смогут или не захотят их перенять. Таков уж дошедший до нас из тьмы веков обычай.»
- Ну на а сегодня всё, но к этой теме мы ещё вернёмся....
-Валерий  Андрианович, я возьму книгу Лебедева..
-Конечно, бери..
Мы одеваемся и Андрианыч провожает меня до поворота, он всегда всех провожает....
Я возвращаюсь через метель, не спеша и уверенно...

                СЛУЧАЙ    НА   КАВКАЗЕ.

                "Я взыскал Господа, и ОН услышал меня
                И избавил меня от всех моих опасностей»
                \Псалом 33,5\

В 1986 г. меня избрали председателем туристской секции пединститута, в которую входило около 300 студентов , в основном, с географического факультета. Были, правда, и прекрасные ребята с физмата и с физвоса, а с филфака я был один. Поэтому, чтобы отдать дань родному факультету, я решил набрать группу новичков – филологов и сводить их на Кавказ. Желающих  объявилось очень много, но только из числа студенток. У нас на 100 студенток приходилось 3-4 студента.  Но самое главное – согласилась пойти Фиалка – самая красивая и разумная девушка . Нашли и двух ребят – поэта и философа Женю Хлудеева и Гришу Андреева с украинского отделения.
        Тренировать группу было некогда и поэтому я выбрал несложный маршрут в районе Хадыженска - \г. Индюк – г. Два Брата – пер. Семашхо – п. Наужи\ , по которому уже водил школьников.
         И вот впервые за всю историю луганского туризма 11 филологов уверенно шагают по Главному Кавказскому хребту.Погода прекрасная, весна в разгаре – всё цветёт и благоухает. Первого мая идём с флажками и разноцветными шариками.
     Но перед тем , как уйти за гору Семашхо, в отдалённые от цивилизации места, провожу тренировочное занятие – « хождение по пересечённой местности, по склону и камням». Здесь  у одной туристки, Светы Котляр,  подворачивается  стопа. Благо до посёлка недалеко, транспортируем её в Анастасиевку, затем приезжаем все  в Лазоревское и оставляем  её с подружкой Верой на турбазе.
    А сами по берегу реки Наужи поднимаемся на перевал Семашхо.
В небе ни облачка, ветра нет, природа вокруг, как говорят  бывалые туристы – «озверяющая». Студентки разбежались по альпике, собирают цветы, валяются  по траве.
Сильно расслабляться не позволяю, сегодня тренировочное занятие « Безопасность привалов и ночлегов». Немного спускаемся с хребта, находим среди зарослей и деревьев          ровное место и становимся на ночлег.
         Палатка у нас десятиместная, просторная, но для облегчения веса у неё вырезано дно. Устанавливаем её, рассказываю о  технике безопасности устройства бивуаков, - вижу все с интересом слушают.
Но едва успеваем приготовить ужин.....  налетает шквальный ветер, небо за считанные минуты заволакивают   чёрно-свинцовые  тучи , и на нас обрушивается мокрый, разлапистый снег.
Надеваем на себя всю одежду и лезем в палатку.
Чувствуем, что резко падает температура. Хочется спать, - подъём на перевал был затяжной и   утомительный, но свист ветра, трепыхание крыльев палатки – не дают. 
К полуночи ветер усиливается,  чтобы не сорвало  палатку, распределяю ребят и самую крепкую студентку Лену Лесникову по углам. Вцепившись в палатку , держим её   до утра. Вскоре снег полностью заваливает крышу, крылья ложатся на нас. Так можно и задохнуться! Растёгиваю вверху вход – врывается свежий  ледяной воздух.
Включаю фонарик, смотрю : первокурсницы  Марина, Фиалка, Оксана, Лиля и Женя ,как котята, прижались друг к дружке в центре палатки и спят! Стараемся не  будить.
           Утром погода не улучшается  , в темпе собираемся и выходим. Но, чтобы вернуться в цивилизацию, нам необходимо перевалить хребет. А что  творится   на перевале       - я уже представляю.
Действительно, когда  поднимаемся на альпику, попадаем в настоящий буран. Но я не переживаю, был здесь несколько раз, скоро  тропа,  по ней вниз , а там тепло, солнце, море. Командую:» Всем взяться за рюкзак впередиидущего, Хлудеев в центре, Андреев  замыкающий».  Шквальный ветер  прижимает  к земле, колючий снег бьёт в лицо, сориентироваться невозможно.
      Мы и не подозреваем, что находимся в зоне разбушевавшегося на границе леса с альпикой мощного циклона.  Не зря же Главный Кавказский хребет называют « кухней погоды», из-за постоянного конфликта морских воздушных масс с северными. За час может выпасть полметра снега.
     А в это же время, неподалёку от нас , в районе горы Аутль, в этот вечер попала в метель группа наших земляков – студентов сельхозинститута под  руководством Саранчука. Туристы потеряли ориентировку, пошли куда попало, выбились из сил. Когда с трудом поставили палатки и залезли в них – оказалось, что не хватает одной студентки, дочери преподавателя сельхозинститута, Светы Беловой. Несмотря на то, что в группе было много физически сильных ребят, никто не вышел на поиски. Утром замерзшую Свету нашли в 50 – ти метрах от бивуака.
     Ещё ужаснее трагедия  в этот день разыгралась под горой Фишт. Группа туристов из Туапсинского училища под руководством Браганца попала в циклон при попытке подняться на Фишт со сложной стороны. Решили переждать непогоду, а потом продолжить восхождение.   Поставили палатки и залегли в них. Когда руководитель понял, что ситуация стала аварийной, с двумя девушками пошёл на приют Фишт за спасателями. Но из-за непогоды спасатели пробиться на ледник не смогли. Браганец сам  нашёл группу,    спасать уже  было  некого и остался замерзать  со своими туристами.

             В какой-то момент чувствую, что не хочется ни о чём думать, появляется желание проскочить этот ад быстрее. Но если не попадём на тропу – везде обрывы...
Как хочется в тепло...  выплывают из памяти картины  детства. Я зимой в деревне у бабушки Марии  - на большом диване выглядываю из-под теплого душистого одеяла – весело трещит  ярко-красная печь, за окном воет вьюга...   Бабушка стоит перед иконами, я у же  в полудрёме слышу, как она читает молитвы и повторяю за ней. Вот так, слушая каждый день, я запомнил молитвы все до одной.
 А сейчас я иду и вдруг  чувствую, как одолевает  меня сонливость, хочется сесть и не вставать. И ещё ясно слышу голос бабушки Марии, читающий молитвы и замечаю, что, как и в детстве, повторяю за ней.
Внезапно ощущаю, что кто-то тянет за рюкзак – оборачиваюсь – Фиалка кричит:
- У меня шнурок развязался!
« Вот проблема»- смеюсь я и вижу, что улыбается и Фиалка. Скоро мы вот так же будем с ней улыбаться на нашей свадьбе.
«Компас! – проносится в моём мозгу, -Компас!!!!»
Но, при чём  компас? Я же здесь и так всё прекрасно знаю!
И он у меня где-то далеко лежит. Но всё же снимаю рюкзак, с трудом развязываю задубевший узел. Достаю компас, в воображении смотрю карту – так и есть, идём на восток. А нужно на юг , на ЮГ! Разворачиваю группу , вижу,  все вцепились в рюкзаки, но страха ни на одном лице не замечаю...
       Через минут пятнадцать упираемся в памятник погибшим воинам 395 – ой Шахтёрской дивизии, что была сформирована у нас в Луганске в годы войны..Отсюда тропа идёт вниз.
       Через полчаса снег сменяется  дождём, а ещё часа через два мы  спускаемся  на залитую солнцем поляну.
                ВМЕСТО ЭПИЛОГА.
            Май 1988г. Мы с Фиалкой едем на Кавказ, везём памятник Светлане Беловой, погибшей два года назад под горой Аутль. Случайно я узнал, что отец Светланы сделал памятник ,  но желающих отвезти памятник и установить его не находилось.
У меня начиналась  последняя сессия перед госэкзаменами и я попросил одного нашего инструктора  , отправлявшегося на Кавказ с группой  как раз в район горы Аутль, взять памятник. Он согласился, но перед самым выездом  заявил, что установка памятника может нарушить их график похода и отказался.
Памятник мы с Фиалкой  доставили и установили, но вот когда возвращались....  Два дня за нами шёл медведь... Днём ничего, а вот ночью как станет реветь, где-то совсем рядом...  Те,  кому приходилось  спускался с перевала Хакуч к морю – знают это мрачное ущелье...  Исполинские каштаны и грабы, холодный воздух и резкий ветер ...
Такие костры, какие мы разводили с Фиалкой в эти ночи , были у нас только в пионерлагерях. Но совсем не было страшно....
Через три дня мы сидели с ней на берегу  штормившего моря и бросали в набегавшие волны гальку....
 
11.03.2011г.
           
Иллюзии это то, чего нет. Уже или еще?