Мистические личности

Автор Alina, 20.09.2022, 13:46

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Alina

Князь-оборотень Всеслав Полоцкий
Правнук Владимира Святого всю жизнь соперничал с потомками Ярослава Мудрого, а в народном сознании остался колдуном, связанным с потусторонним миром.

https://diletant.media/articles/45263509/

Всеслав-князь людям суд правил,
князьям города рядил,
а сам в ночи волком рыскал:
из Киева дорыскивал до петухов Тмутороканя...
Для него в Полоцке позвонили к заутрене рано
у Святой Софии в колокола,
а он в Киеве звон тот слышал.

Безымянный автор «Слова о полку Игореве» часто обращался к личности Всеслава Полоцкого. Вокруг этого имени ходило множество легенд, образ Всеслава внушал уважение, страх, гордость — наверное, другую такую же многогранную личность трудно найти в домонгольской истории Руси.

Полоцкое княжество — изгой земли Русской

В 980 году князь Владимир, будущий креститель Руси, организовал сватовство к дочери полоцкого князя Рогволда, Рогнеде. Отказ барышни идти замуж за «сына наложницы» послужил, согласно Повести Временных Лет, причиной опустошительного похода великого князя на Полоцк, разрушения города и убийства Рогволда.


Сваты Владимира у Рогволда, Рогволд беседует с Рогнедой.

Именно с тех давних времён оформляется особое положение Полоцкого княжества в системе древнерусских государств. Несмотря на то, что линия полоцких князей была непосредственно связана с Владимиром — престол занимали потомки от его брака с Рогнедой — они всегда стояли особняком в круговороте политических событий.

Автор текста «Повести Временных Лет», видимо, озаботившись обоснованием такого странного положения западного княжества, приводит на страницах летописи историю о покушении Рогнеды на Владимира и заступничестве за мать их сына, Изяслава. По совету ближайших сподвижников, киевский князь принял решение восстановить разорённое княжество — он построил город Изяславль и отправил княжить туда своего сына вместе с матерью. Так спустя несколько десятилетий династия Рогволда вновь стала править Полоцкой землёй.

Потомки Изяслава Владимировича постоянно враждовали с остальными Рюриковичами. Полоцкое княжество проводило активную политику в Прибалтике — данью были обложены племена, проживавшие на территории современной Латвии и Литвы. Регулярными стали столкновения с Новгородом: первый конфликт датируется 1021 годом.

Апогея своего развития княжество достигает при правнуке Владимира Святого — Всеславе Брячиславиче. Его правление (1044−1001) совпало с соперничеством сыновей Ярослава за Киевский престол.


Русь в 11-м веке.

Всеслав Брячиславич против Ярославичей

Описание рождения Всеслава в древнерусской летописной традиции сопровождалось высокой степенью мифологизации. Мать родила будущего полоцкого князя «от волхования», и младенец появился на свет с язвой на голове. Современные исследователи по-разному трактуют это сообщение: одни указывают на родимое пятно, которое Всеслав вынужден был скрывать под головным убором или повязкой, другие — что речь идёт о плаценте, часть которой князь на протяжении всей жизни имел при себе в качестве амулета.

Правление «князя-оборотня» началось в 1044 году. Всеслав развернул кипучую деятельность, в результате которой Полоцкая земля стала сильнее, чем когда бы то ни было: он подчинил балтские племена на севере и остатки дреговичей на юге. На завоёванных территориях князь заложил укреплённые пункты. Среди них, например, Менеск (Менск) — современная столица Белоруссии.


Средневековый Полоцк.

Но главное, чем запомнился князь Всеслав — соперничеством с другими Рюриковичами. Впоследствии его сравнивали с оборотнем или волком неслучайно — практически ни одно крупное политическое событие второй половины 11-го века не обходилось без его участия.

Первоначально полоцкий князь был лоялен к Ярославичам и даже участвовал в их походе против тюркского племени торков (предков знаменитых «чёрных клобуков»). Однако в дальнейшем князья поссорились. В 1065 году Всеслав осаждает Псков. Это мероприятие не увенчалось успехом. Через два года полоцкая дружина подошла к Новгороду и учинила там форменный погром — часть города была предана огню, а колокола Софийского собора увезли в Полоцк.

Зачем Всеславу понадобилась церковная утварь? Дело в том, что в то время основными храмами на Руси считались две Софии: Киевская и Новгородская. Всеслав заложил третью, Полоцкую, чтобы повысить престиж своего княжества и сформировать третий политический и культурный центр Руси. Некоторые учёные, говоря о причинах такого вызывающего поведения князя, указывают на его желание «отомстить» за историю 980 года — уничтожение Полоцка Владимиром. Трудно установить действительные мотивы действий Всеслава. Однако факт остаётся фактом — он расположил против себя триумвират сыновей Ярослава Мудрого.


Макет Полоцкого Софийского собора.

3 марта 1067 года на реке Немиге состоялось сражение — триумвират единым фронтом выступил против полоцкого князя. Автор «Слова о полку Игореве» так описывал его итоги: «На Немизе снопы стелют головами, молотят чепи харалужными... Немизе кровави брезе... посеяни костьми руских сынов». Всеслав потерпел поражение, однако смог избежать пленения и вернуться в Полоцк. Бегство противника не отвечало интересам Ярославичей, и они прибегли к хитрости — поклявшись на кресте в том, что Всеславу будет обеспечена безопасность, князья предложили встретиться в Орше для урегулирования сложившегося положения. Полоцкий князь поверил триумвирату и поплатился за это. 10 июля 1067 года он был пленён и посажен в тюрьму в Киеве.


Сражение на Немиге.

В «порубе» Всеслав провёл больше года. Но освобождён он был не по велению князя — сами киявляне выпустили его из заточения и возвели на княжеский престол. Киевское восстание 1068 года, причиной которому послужило поражение Ярославичей от половцев в битве на реке Альте и фактическое бездействие триумвирата в условиях приближения грозного врага к столице государства, позволило добиться «политической реабилитации» полоцкого князя. Многие горожане объясняли бесславный итог битвы на Альте божьим наказанием Ярославичей за нарушение крестного целования в отношении Всеслава.

К сожалению, летописи и другие письменные источники не содержат практически никаких сведений о деятельности Всеслава на киевском троне. Только автор «Слова о полку Игореве» так описывает этот семимесячный отрезок биографии князя: «людям судяше, князем грады рядяше». Полоцкий князь не стремился стать великим князем — киевский стол не занимал в его сердце и голове такое же место, как для тех князей, которые тратили практически всю жизнь ради того, чтобы стать главным в столице Древнерусского государства. И когда изгнанный киевлянами Изяслав в сопровождении польских дружин вернулся в страну, то, несмотря на то, что киевская дружина выступила в поход, Всеслав предпочёл в одну из ночей скрыться.


Киевляне освобождают Всеслава из заточения.


Несколько лет скитался князь, пока, наконец, в 1071 году не утвердился вновь в Полоцке. Вдоволь насытившись киевскими приключениями, Всеслав перестаёт активно участвовать в политической жизни Руси. Он лишь ограничивается борьбой на восточных рубежах своего государства — несколько раз ходит с войсками под стены Смоленска, но каждый раз без особого успеха. Владимир Мономах, владевший в 1070-е гг. этим городом, также несколько раз посещает «с визитом» полоцкие земли.

Всеслав скончался в 1101 году. Многочисленные сыновья князя стали править в различных уделах страны — Полоцкое княжество постигнет та же участь, как и остальные русские государства. Ослабленное из-за раздробленности, в скором времени оно станет частью Великого княжества Литовского.

Князь-колдун в  памяти Древней Руси

Образ Всеслава Брячиславича пользовался огромной популярностью в древнерусском фольклоре. Упоминания этого князя в «Слове о полку Игореве» говорят о том, что полоцкий князь прочно вошёл в историческую память людей того времени. Анонимный автор «Слова...», с одной стороны, обвиняя Всеслава в участии в усобицах, в то же время ставил его выше других Рюриковичей. Вероятно, свою роль сыграло знаменитое бегство князя перед столкновением с Изяславом Ярославичем. Оно показало, что владение киевским столом для полоцкого князя не играло совершенно никакой роли.


Памятник князю Всеславу в Полоцке.

Образ Всеслава тесно связан с различными легендами о его чародейских способностях. Автор «Слова...» указывал на то, что князь при желании мог обратиться в волка. По всей видимости, здесь сказалось недостаточно прочное положение христианства на Руси в 11-м веке. Отдалённое от Киева и Новгорода Полоцкое княжество плохо усваивало новые религиозные догмы. Подтверждением этому могут служить, с одной стороны, тесные связи князей с правящими домами Скандинавии, где христианизация шла отнюдь не мирно и периодически вспыхивали языческие восстания. С другой стороны, данные археологических раскопок говорят о большой популярности различных дохристианских верований в крупных городах вотчины Всеслава.

Исследователи предполагают, что Всеслав Брячиславич, судя по всему, был «двоевером»: принимая христианство, он, в то же время, не до конца смог порвать с языческими обрядами. Таким образом, князь периферийной вотчины, находящейся на фронтире христианской цивилизации в Прибалтике, ещё и втайне придерживавшийся язычества, не мог не стать «чародеем» для ортодоксальных христиан остальной Руси.

Источники:
Тарасов С. Полоцкий чародей. Всеслав Брячиславич. Минск: Издательство «Беларусь», 2016.
Кучкин В. А. «Слово о полку Игореве» и междукняжеские отношения 60-х гг. XI в. // Вопросы истории. 1985. № 11. С. 19—35.
Иллюзии это то, чего нет. Уже или еще?

Demetrius

Личность эта скорее поэтическая, чем мистическая. :)
А захват церковной утвари повсюду широко практиковался в средние века. Считалось, что тем самым ослабляется мощь противника, а в собственном городе прибавляется святости.
Министерство Пространства и Времени

azazella177 06

Цитата: Alina от 20.09.2022, 13:46Исследователи предполагают, что Всеслав Брячиславич, судя по всему, был «двоевером»: принимая христианство, он, в то же время, не до конца смог порвать с языческими обрядами. Таким образом, князь периферийной вотчины, находящейся на фронтире христианской цивилизации в Прибалтике, ещё и втайне придерживавшийся язычества, не мог не стать «чародеем» для ортодоксальных христиан остальной Руси.
Я может чего то не поняла   :o  Но какая "христианская цивилизация" в те  годы в Прибалтике ?  :o

Demetrius

Цитата: azazella177 06 от 29.09.2022, 16:17Я может чего то не поняла   :o  Но какая "христианская цивилизация" в те  годы в Прибалтике ?  :o
Не "христианская цивилизация", а ее фронтир. Хотя и это не очень удачное выражение автора журнальной статьи.
Министерство Пространства и Времени

azazella177 06

Цитата: Demetrius от 30.09.2022, 23:39Не "христианская цивилизация", а ее фронтир. Хотя и это не очень удачное выражение автора журнальной статьи.
ну так я знаю что такое фронтир  ;)   И как по мне он не то что не очень удачный, но и вовсе не подходит ни по каким параметрам  :o

Demetrius

Цитата: azazella177 06 от 30.09.2022, 23:42ну так я знаю что такое фронтир  ;)   И как по мне он не то что не очень удачный, но и вовсе не подходит ни по каким параметрам  :o
Для 11 века не подходит. Применительно к 13 можно использовать.
Министерство Пространства и Времени

azazella177 06

Цитата: Demetrius от 30.09.2022, 23:48Для 11 века не подходит. Применительно к 13 можно использовать.
так а я очем :) я ж и спросила "в те годы " ;)

azazella177 06

Цитата: Demetrius от 30.09.2022, 23:48Для 11 века не подходит. Применительно к 13 можно использовать.
И если я правильно понимаю слово "фронтир" - то на годы правления Всеслава-
правильней бы было писать , что сама прибалтика была на фронтире христианской цивилизации  :)  K ак в неком географическом плане, так и в историческом  :)

Demetrius

Цитата: azazella177 06 от 01.10.2022, 00:08И если я правильно понимаю слово "фронтир" - то на годы правления Всеслава-
правильней бы было писать , что сама прибалтика была на фронтире христианской цивилизации  :)  K ак в неком географическом плане, так и в историческом  :)
В годы правления Всеслава фронтиром, по сути, была его Полоцкая земля. А Прибалтика тогда- глубокий тыл язычества.
Министерство Пространства и Времени

azazella177 06

#9
Цитата: Demetrius от 01.10.2022, 00:12В годы правления Всеслава фронтиром, по сути, была его Полоцкая земля. А Прибалтика тогда- глубокий тыл язычества.
ну уж не так чтоб очень глубокий :) но по сути мы оба согласны, что тот "на фронтире христианской цивилизации прибалтики" - в статье не уместен  drinks.gif

Demetrius

Цитата: azazella177 06 от 01.10.2022, 00:16ну уж не так чтоб очень глубокий :) но по сути мы оба согласны, что тот фронтир христианской цивилизации прибалтики - в статье не уместен  drinks.gif
Учитывая тогдашний уровень развития коммуникаций- глубокий. Это же только Всеслав умел оборачиваться волком и скакать по всей Восточной Европе. . .
Министерство Пространства и Времени

azazella177 06

Цитата: Demetrius от 01.10.2022, 00:20Учитывая тогдашний уровень развития коммуникаций- глубокий. Это же только Всеслав умел оборачиваться волком и скакать по всей Восточной Европе. . .
Некие  Литовские язычники тоже не дураки были в том плане  :)
 а в плане фронтира- то  попытки крестовых тех походов уже были в 10 веке :)но глубина тыла - понятие субьективное - спорить  не буду :)  :) 

Demetrius

Цитата: azazella177 06 от 01.10.2022, 00:26Некие  Литовские язычники тоже не дураки были в том плане  :)

Волк, явившийся во сне Гедимину. +)
Министерство Пространства и Времени

azazella177 06

Цитата: Demetrius от 01.10.2022, 00:34Волк, явившийся во сне Гедимину. +)
Извините, вам запрещён просмотр содержимого спойлеров.

Но посколько тема про Всеслава, то закончим наверное прибалтийский   эскурс :)
Я не особо в курсе о том Всеславе , то других мистических личностей  подожду :) 

Demetrius

Цитата: azazella177 06 от 01.10.2022, 14:59
Извините, вам запрещён просмотр содержимого спойлеров.

 
Извините, вам запрещён просмотр содержимого спойлеров.
Министерство Пространства и Времени