История самой страшной катастрофы в истории метро.

Автор Gulia, 14.05.2021, 23:37

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Gulia

Судный день в Баку.
История самой страшной катастрофы в истории метро


Разговоры о том, что в жемчужине Советского Закавказья — Баку — нужно метро, начались еще в довоенный период. В 1949 году Совет Министров СССР утвердил постановление о начале проектирования подземки в столице Азербайджанской ССР. Технический проект первой очереди Бакинского метрополитена был готов в 1951 году. Тогда же начались и строительные работы, которые прервали спустя два года из-за недостатка финансирования и тяжёлых гидрогеологических условий.

К реализации проекта вернулись спустя семь лет. На сей раз дело пошло успешнее, и 6 ноября 1967 года, к 50-летию Октября, был открыт первый пусковой участок первой очереди протяжённостью 6,25 км, который состоял из 5 станций.

Когда Азербайджан провозгласил независимость, метро в Баку являлось уже важнейшей частью транспортной системы столицы. И какие бы потрясения ни происходили вокруг, бакинцы на метро ездить не переставали.
При этом проблемы самого метрополитена оставались в тени. Экономические проблемы заставили надолго забыть о вводе новых станций. Не было возможности обновлять подвижной состав. Из-за распада СССР и нестабильной обстановки начался стремительный отток высококвалифицированных кадров.

Вечером 28 октября 1995 в Бакинском метро был обычный для этого времени час пик.
Поезда шли переполненными людьми, стремившимися после работы поскорее попасть домой.
Около 18:00 состав из пяти вагонов отошел от станции «Улдуз» в направлении станции «Нариман Нариманов». Поезд прошел по туннелю около 200 метров и внезапно остановился.

Вы не можете просматривать это вложение.
Станция бакинского метро «Улдуз»

Один из пассажиров аварийного состава, 45-летний житель Баку С. Гусейнов, рассказал журналистам:
 «Как только поезд вошел в туннель, я увидел вспышку. Пламя охватило вагон поезда, был звук разбитого стекла, и погас свет. Люди начали выбивать окна, чтобы выбраться. Мы начали задыхаться».
Еще один свидетель, пострадавший во время ЧП, в больнице рассказывал: «Машинист побежал в конец первого вагона, вероятнее всего, открыть двери. Двери он открыть не сумел, а когда возвращался, потушился свет. В первом вагоне началась паника. Я как раз сидел около двери, встал, быстренько среагировал, говорю, рядом молодой парень был: «Слушай, помоги, откроем дверь». Он говорит: «Там ток, убьет». Я ему говорю: «Какая разница, где умирать?».
Возгорание произошло в третьем вагоне состава, затем огонь перекинулся на четвертый.
Люди кричали от ужаса. Света не было, туннель затянуло густым дымом. Отделка вагонов, построенных в конце 1960-х годов, была выполнена из легковоспламеняющихся и горючих материалов, выделяющих при горении токсичные вещества.
Одних пассажиров буквально затаптывали в давке, другие теряли сознание от токсичного дыма, третьи сгорали в огне. Около 40 трупов потом найдут в туннеле — одним не хватило дыхания, чтобы выбраться из ловушки, другие в темноте хватались за силовые кабели, получая смертельный удар током.

Пожарные получили сигнал о возгорании в метро примерно через 20 минут после начала трагедии. При этом никто толком не знал, что именно произошло. Пожарным потребовалось время на проведение разведки. К тому же тушение в таких условиях было возможно только с использованием для дыхания баллонов с кислородом.
Согласно докладу пожарной охраны, огонь удалось погасить в 19:05. После ликвидации пожара весь личный состав, привлечённый к тушению, совместно с личным составом полка гражданской обороны занимался эвакуацией пострадавших. Правда, свидетели уверяли, что в действительности подавлять источники огня пришлось несколько часов.
Страшное выражение «горы трупов» в данном случае было отнюдь не образным. Тела погибших выносили бесконечным потоком. Жертвами трагедии стали 286 пассажиров загоревшегося состава, из них 28 детей и 126 женщин. Также погибли трое спасателей, работавших в туннеле. 270 человек получили ранения, ожоги и отравления.
Президент Азербайджана Гейдар Алиев специальным указом объявил в республике общенациональный трехдневный траур. Похороны жертв оплатило государство, семья погибших выплатили по 1 миллиону манат.

289 погибших — ни одна катастрофа в мировой истории метрополитена не уносила столько жизней.

В 1990-х модно было все списывать на советское наследие. И тут чиновники тоже пошли этим путем. Аббас Айдын оглы Аббасов, первый вице-премьер правительства Азербайджана, заявил: «Устаревшая система метро, оставшаяся в наследство от советской эпохи. В советские времена не очень-то заботились о безопасности пассажиров, и поэтому типовые электрички, гоняющие по тоннелям на всём пространстве бывшего СССР, не снабжены надлежащей системой безопасности. В бакинском метро ездят такие развалюхи, в которые просто страшно садиться».

Наказание «стрелочников»

Вот только вагоны той же серии, что и сгоревшие, в ту пору использовались на все постсоветском пространстве, включая Москву, но нигде не происходило ничего подобного.
Эксперты, расследовавшие причины аварии, пришли к выводу, что все началось с загорания тягового двигателя. Такие аварии в метро иногда случаются, но, как правило, к жертвам не приводят. В том случае, если в метро работает обученный персонал, готовый к действиям при нештатной ситуации.
28 октября в Баку получилось иначе. Вместо того, чтобы на малой скорости вывезти состав к платформе, где можно было обеспечить оперативную эвакуацию людей и тушение пожара, машинист остановил состав в туннеле. Диспетчер, получив сигнал о пожаре, не снял напряжение с силового кабеля. О вентиляции в туннеле вообще не вспомнили.
Машиниста и диспетчера отдали под суд — их приговорили к 10 годам лишения свободы каждого.
А на остальные вопросы никому не хотелось отвечать. Ведь ремонтировать подвижной состав было, во-первых, не на что, а во-вторых, некому. Неподготовленные люди работали там, где не должны были работать. Зато в полном соответствии со временами советского застоя о катастрофе старались меньше говорить и поскорее забыть.

Вы не можете просматривать это вложение.

Вы не можете просматривать это вложение.

Вы не можете просматривать это вложение.

Я прилечу на крыльях люппфи! (Гайна)

Сергей В.


Марлена

"Стрелочники, не стрелочники"..но реально не подумали о запертых людях, ток не отключен, вагон брошен в туннеле..
Хотя судить трудно, может у машиниста отказали все системы поезда.и голова от страха в том числе, а может и правда старый состав, и неопытный машинист.
Трагедия..

Марлена

#3
Катастрофы в метро

Кроме огромной трагедии в Баку  по миру также бывают катастрофы в метро..

Москва.

15 июля 2014 года произошла самая серьезная техногенная катастрофа в истории московского метро. Утром, в 8.34 на перегоне между станциями «Парк Победы» и «Славянский бульвар» сошли с рельсов три вагона поезда. Жертвами аварии стали 24 человека, более 180 пострадали.


Юж.Корея
18 февраля 2003 года
Псих поджог метро, много жертв и раненых.

Один из самых страшных пожаров произошел в метро южнокорейского города Тэгу. В тот раз причиной пожара стал поджог, который осуществил 56-летний душевнобольной житель Тэгу Ким Дэхан. Так он выражал недовольство плохо оказываемой ему медицинской помощью. Он зашёл в вагон поезда с коробкой, наполненной легко воспламеняющейся жидкостью, и стал ее поджигать. Пассажиры пытались помешать ему, завязалась потасовка, но огонь все же вспыхнул. Он очень быстро охватил состав и даже перекинулся на другой поезд, стоявший на станции. Жертв в результате оказалось очень много — в охваченных пламенем составах 198 человек погибли и 147 получили ранения и сильные ожоги.

Лондон 18 ноября 1987 года

Еще один пожар, и тоже из-за «человеческого фактора», произошел в Лондоне, в час пик, около 19.30. На эскалаторе станции метро King's Cross — крупнейшего транспортного узла лондонского метрополитена — произошло возгорание. Тогда еще можно было курить в метро, и кто-то из пассажиров бросил не потушенную спичку на горючую обшивку ступеней эскалатора.

Относительно небольшой очаг пламени мгновенно перекинулся на горючие части отделки и, подхваченный воздушной тягой, с считанные минуты превратился в огненный поток, ворвавшийся в кассовый зал, переполненный людьми. Тогда погиб 31 человек, и больше ста были госпитализированы.

Вашингтон 22 июня 2009 года

Авария произошла на наземном участке метро между станциями «Такома» и «Форт Тоттен», где пересекаются две загруженные ветки. Машинист одного поезда остановил состав, пропуская идущий по другой ветке электропоезд. А следовавший за ним поезд врезался в него на большой скорости.

Самый сильный удар пришелся на последний вагон стоявшего состава. Удар был настолько сильный, что первый вагон движущегося поезда взлетел в воздух и оказался стоящим поверх хвостовой части вагона стоявшего поезда. Спасателям пришлось потрудиться, вызволяя две сотни пострадавших пассажиров из этих двух вагонов. В этой аварии погибло 9 человек, ранены были более 90, из которых не менее двух десятков получили серьезные повреждения.

Нью-Йорк 2 мая 2014 года

Еще одна авария в подземках США произошла в Нью-Йорке. В этот день утром, в час пик на линии F сошел с рельсов поезд из 8 вагонов, перевозивший более тысячи пассажиров. Это произошло в туннеле Куинса, где в результате аварии возникло сильное задымление. Авария произошла из-за неисправности рельсов, которые дважды ремонтировались на этом участке незадолго до происшествия. Несмотря на масштабность аварии и большую плотность пассажиров в вагонах, в тот раз обошлось без смертельных случаев, поскольку поезд двигался на небольшой скорости. Пострадали 30 человек, но они отделались ушибами. Госпитализация потребовалась только четверым.

Сеул 2 мая 2014 года

В метро Сеула один из поездов врезался в другой состав, стоящий на станции. Виной всему стал семафор, который подавал сигналы с запаздыванием. Тогда это происшествие прошло почти незамеченным, поскольку за две недели до того произошла действительно крупная катастрофа с большим количеством погибших: затонул паром, в результате чего погибли или пропали без вести около 300 человек.

В метро же обошлось без жертв, поскольку машинист успел погасить скорость. Со станции метро, на которой произошло столкновение, спасатели эвакуировали около 1000 человек. Более 200 пассажиров получили ушибы и переломы, но все остались живы.






Demetrius

Подумалось: действительно ли в 1951 году Баку был необходим метрополитен? Скорее всего, решили что "положено" как столице союзной республики.
А если бы построили поздней, когда реальное демографическое состояние города этого уже требовало? Быть может, в этом случае, при более позднем старте удалось бы избежать каких-то ошибок. Попросту, метрополитен как таковой был бы новей.
Министерство Пространства и Времени

ivanes

#5
Насколько я помню, в Союзе было "положено" строить метро в городах, где жителей было не менее миллиона.
В 1939 году в Баку проживало 791.200, а в 1959 году 987.200 человек.
Статистику в 1951 году не нашла. Но меньше миллиона.
Значит строили метро по принципу столичного города союзной Республики.
Если бы строили по принципу города-миллионника, то это после 1960 года.
10 лет разбежка имеет значение!
В жизни есть конец всему - Любви... Друзьям... Страданиям...
Но нет конца лишь одному- Воспоминаниям...

Сергей В.

#6
Цитата: Demetrius от 15.05.2021, 00:31А если бы построили поздней, когда реальное демографическое состояние города этого уже требовало? Быть может, в этом случае, при более позднем старте удалось бы избежать каких-то ошибок. Попросту, метрополитен как таковой был бы новей.
Открыли бакинский метрополитен в 1967 году только.
Кстати, тоннель, в котором пожар перешел в открытую стадию, совсем не узкий, он огромный - 5.5 м в диаметре! Вот несколько сообщений из азербайджанского форума:
ЦитироватьЭтот состав был после кап.ремонта и нечего было говорить об устаревшем оборудовании, в то время были ещё более старые составы . Гореть он начал уже на перегоне Азизбеков-Улдуз , а на станции Улдуз на стенке было большое обгоревшее пятно, которое я лично на следующий день видел.
Значит, никуда не годный был капремонт, на разворованные деньги, видимо - в питерском метро эти вагоны серии Е ходили до начала 2000-х и ни разу не горели со сколь либо значительными последствиями. Удобные были сиденья, мягкие, с глубокими поролоновыми подушками и спинками, но они же в основном и внесли вклад в горение. На полу тонкий линолеум и больше гореть там было нечему. Так что частично бакинская комиссия по разбору во главе с ветеринаром Аббасовым права. Главная же причина была в ненадлежащей эксплуатации, случайном руководстве и общем бардаке, из-за которого разбежались специалисты, в основном русские.
Аргументирую это другим постом с того же форума:
ЦитироватьШестью месяцами раньше в 1ом км от нашей школы шли бои между правительственными войсками и силами ОПОН.
Директор наказал нам не покидать школы. В день трагедии я возвращался с работы, работал барменом в гостинице Интурист, та что раньше на месте Хилтон была. Моя зарплата составляла 1 ширван в день (2 доллара) бешенные деньги по тем временам для 17 летнего юноши, мама учительница получала зарплату в 4 ширвана в месяц. У всех хорошо было в памяти 20 января, война в Карабахе, резня в Ходжалы, наезд в город Нахчиванцев. Случай в метро меня не шокировал, это было одно из многих событий сотрясавших нашу маленькую страну в те ужасные годы. То были 90-ые...
Если же разбирать конкретно, то столь ужасному числу жертв мы обязаны неразберихе уже после ЧП: первым загорелся электродвигатель предпоследнего вагона, машинист с помощником могли это увидеть еще при остановке на Улдузе, если бы были внимательней. Остановились в тоннеле и потребовали снять напряжение с контактного рельса скорей всего правильно. Но перед отключением вовремя не открыли двери - львиная часть жертв попросту не смогла выбраться из загоревшихся вагонов. Возможно помогло бы переключение вентиляции таким образом, чтобы дым отсасывало к Улдузу (люди шли к Нариманову, т.к. горевшие вагоны были в хвосте). Задохнулись на путях около 40 чел. и трое спасателей. Очень поздно были вызваны и прибыли пожарные, снабженные автономным кислородным дыханием.
P.S. Народ справедливо замечает, что на последнем фото раздувшийся вагон другой серии, снят после терракта в метро годом ранее.