Иное время истории

Автор Straga, 07.01.2022, 19:15

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Straga

Внимание! Attention! Аttention! Ярым противникам "новой хронологии" лучше тему не читать  :D

Попалась любопытная книга Александра Таманского "Другая история римской империи".
Даже если относиться критически или скептически к альтернативной истории вообще и новой хронологии в частности, все равно интересно тем, что там много деталей и нюансов. А также фактического материала, много артефактов требующих объяснения.
Кроме этого есть серия фильмов по книге, где много материала для визуализации.
Понравилось, что благодаря интернету и компьютерным программам, сейчас можно собирать, систематизировать и обрабатывать большие массивы информации.. Есть подозрение, что как не крути, а историю придется историкам переписывать, ну уж редактировать как минимум, дабы устранить все "косяки"  :D
Если власть использует репрессии это же, конечно, не отсутствие демократии, это защита демократии от неугодных власти.

Straga

Итак..

Предисловие

– Когда появилась потребность изучать всевозможные источники о прошлом?

– Возможно тогда же, когда появились первые летописи, в которых летописец рассказал о прошедших событиях в хронологическом порядке.

Очевидно, что первая летопись появилась не на пустом месте. Для ее создания должны были созреть, как минимум, технические условия – появление письменности и удобного материала, на который можно было бы наносить письменные знаки и символы. При этом такой материал должен обладать рядом свойств:

– удобство нанесения текстов;

– легкая транспортировка и перенос с места на место;

– длительное сохранение;

– приемлемая стоимость изготовления.

Но и этого будет недостаточно. Если история (летопись) – это некий продукт человеческой деятельности (летописца), то этот продукт не может появиться раньше, чем на него появился устойчивый спрос. Например, спрос на авиабилеты появился после появления авиации, а на программное обеспечение – когда появились первые компьютеры.

Можно ли компьютерную программу написать до появления первого компьютера? – Теоретически – да, потому что программа для компьютера содержит те же знаки и символы, что и обычные тексты докомпьютерной эры. А вот практического смысла в таком продукте не будет.

Летописи в плане спроса ничем не отличаются от компьютерных программ: есть на них спрос – будет и предложение. Понятно, что массовый спрос на летописи появился в эпоху книгопечатания, когда издатели платили хорошую цену за «старинные рукописи», чем, кстати, не преминули воспользоваться и многочисленные мошенники, организовавшие целую индустрию подделок под старину, и не только рукописей.

Но был ли спрос на летописи (летописные своды, летописные списки) до эпохи книгопечатания? И, главный вопрос: кто этот спрос обеспечивал и, соответственно, проплачивал?

Из современных учебников истории мы знаем, что большинство старинных летописных документов были найдены достаточно поздно, и в основном их находили в монастырях:

Ипатьевский (Академический) список. На 307 листах (один из вариантов её цитирования – по данному делению). Датируется концом 1420-х годов. В XVII веке этот список находился в Ипатьевском монастыре под Костромой, откуда летопись и получила название. В 1809 году она была найдена в Библиотеке Академии наук историографом Николаем Карамзиным. Список написан пятью почерками, но к единому мнению, где была написана летопись, исследователи так и не пришли. В настоящее время хранится в Библиотеке Академии наук (все выделения полужирным здесь и далее по тексту книги сделаны исключительно автором).


Лаврентьевская летопись – одна из древнейших русских летописей. Рукопись хранится в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге, под номером F.IV.2. Название летопись получила по имени монаха Лаврентия, указанного как написавшего данную книгу в колофоне. Не позднее конца XVI века и до начала XVIII века Лаврентьевская летопись хранилась в Рождественском монастыре города Владимира. Затем рукопись попала в частную коллекцию. В 1792 году она была куплена графом Мусиным-Пушкиным (по его имени в старой историографии, например, у Н. М. Карамзина, Лаврентьевская летопись называлась Пушкинский список). Последний подарил её Александру I.

Так для кого же монахи писали летописи и так же вручную их копировали-тиражировали?

– Для высших государственных лиц – князей, царей, королей и прочих графов и герцогов? Но в летописях были только общие сведения о «делах давно минувших дней». В архиве посольского приказа куда больше разного рода документов, на основе которых царь мог затребовать хронологическую выписку или аналитическую записку по сношениям с тем или иным государством... Лично для царя «Лицевой летописный свод», например, что букварь или «Веселые картинки» для академика...

– Для бояр, духовенства, купечества и других богатых сословий? – А зачем? Что будет делать поп с «Повестью временных лет», или боярыня Морозова с «Лицевым летописным сводом»? До эпохи книгопечатания такого понятия как «частная библиотека» не существовало. Потому что дорого. Очень дорого:

Монастырский скрипторий размещался в отдельно стоящем здании, где был выделен большой зал. Посреди него располагался длинный стол с разложенными инструментами. Близ окон располагались наклонные пюпитры, за которыми работали переписчики. Их труд был очень напряженным, так как руки постоянно приходилось держать на весу. Среди монахов бытовала поговорка – «перо держат два пальца, а работает все тело». В холодное время года для обогрева рук был предназначен шар с угольками внутри. За малыми столами располагались начинающие писцы, которые учились искусству создания книг. В обязанности монахов, помимо молитвенных трудов, входило чтение и переписка текстов. Переписчики работали в течение всего светового дня, так как работать при свечах, во избежание пожара, запрещалось.

В скрипториях преобладал ручной труд, и отсутствовало его четкое разделение. Каждый монах переписывал рукопись от начала до конца и самостоятельно вписывал цветные инициалы. Производительность труда была низкой, а срок изготовления одной рукописи доходил до нескольких месяцев. В среднем один переписчик за всю жизнь мог переписать всего несколько десятков книг (Куприянова Т. Г. История книжного дела в Европе. Учебное пособие. Московский государственный университет печати).

Как видим, изготовление одной рукописной книги требовало нескольких усердных месяцев труда переписчика. И это далеко еще не все затраты на ее производство:

Пергамент был не дешевле папируса, поскольку на изготовление крупноформатных книг (а священные книги часто изготавливались в большом формате) уходило множество шкур. Например, каждая двойная страница в «Лоршском Евангелии» (ок. 810 г. Рим, Ватиканская библиотека) требовала одной шкуры телёнка; для изготовления «Книги Кельтов» («Келлское евангелие», ок. 800 г., Дублин, Библиотека Тринити-колледжа) потребовалось забить стадо приблизительно в 150 голов, а для создания «Винчестерской Библии» (1160–1175 гг., Винчестер, Библиотека собора) потребовалось стадо в 250 телят. Для изготовления монументального формата полной Библии требовались шкуры приблизительно 500 животных (Википедия).

– Так кто же был заказчиком рукописных книг (даже не летописей) в допечатную эпоху?
– Очевидно, что основным заказчиком выступала церковь. Для которой книги были обязательным атрибутом церковного богослужения, то есть, предметом длительного многоразового пользования.

До эпохи книгопечатания было еще одно место, где книги имели длительное и многоразовое применение – университетские библиотеки. Но и там основной факультет был богословский, и, соответственно, в университетах преобладала церковная литература. То есть, «тираж» церковного издания, например, Библии, распределялся между церковными и учебными (тоже церковными) учреждениями.

Все жанры рукописной литературы кроме церковной не имели экономического обоснования
Очевидно, что средневековый роман по цене последнего айфона или даже автомобиля в нынешних ценах, или рукописный учебник по гончарному ремеслу – это полная бессмыслица.

Поэтому есть все основания предполагать, что никаких летописей, как отдельного литературного жанра, до эпохи удешевления книги с помощью бумаги и печатных технологий, не было.

Были письма отдельных государственных лиц (переписка Курбского с Иваном Грозным или того же Ивана Грозного с королевой Англии Елизаветой), были документы из различных архивов в виде грамот, указов, донесений, картографических и прочих рукописных материалов. Но никаких летописных хроник, тем более «по монастырям», в допечатную эпоху не было и быть не могло.

Потому что не родился еще на свет главный заказчик на летописную (рукописную или печатную – не важно) национальную историю – национальное государство:

Система национальных государств начала складываться после Вестфальского мира (1648), подведшего итоги Тридцатилетней войны и Реформации и закрепившего в международных договорах международно-правовые положения нового мироустройства в Европе: верховенство, независимость и самостоятельность государственной власти на территории государства, независимость в международном общении, обеспечение целостности и неприкосновенности территории (Википедия).

С чего это вдруг «верховенство, независимость и самостоятельность государственной власти»? А до Вестфальского мира самостоятельности и независимости у государств Европы не было?

Появление национальных государств ознаменовало конец политического господства папства, фактический распад Священной Римской империи и выход на арену новой социально-политической силы – буржуазии. Буржуазные революции и последовавшее распространение национализма в XIX веке способствовали переходу к капиталистической экономике, повышению эффективности национальных государств и росту их экономической мощи (Википедия).

Вот и весь ответ: история самостоятельного национального государства могла появиться только после его выхода из состава империи. Вот тогда впервые и понадобилась национальная идея, как основа государственности. А национальная идея нуждается в «хорошей» и желательно «древней» национальной истории. Для чего нужно сперва-наперво отделить свою нацию от других:

«... славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие – древлянами, потому что сели в лесах, а другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, именуемой Полота, от нее и назвались полочане. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, назывались своим именем – славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле, и назвались северянами. И так разошелся славянский народ, а по его имени и грамота назвалась славянской» (ПВЛ).

«Повести временных лет» – это этническая "инвентаризация" славянского и иного населения Европы. До религиозных войн учитывать этнические особенности местного населения не имело никакого смысла. С таким же успехом можно было сосчитать всех рыжих или голубоглазых. Потому что язык становился признаком идентификации «свой-чужой», плюс к этому добавилась «своя хорошая» и «чужая плохая» религия. А в империи все были «свои», «советские», как в СССР:

«... половцы держатся закона отцов своих: кровь проливают и даже хвалятся этим, едят мертвечину и всякую нечистоту – хомяков и сусликов, и берут своих мачех и невесток, и следуют иным обычаям своих отцов. Мы же, христиане всех стран, где веруют во святую Троицу, в единое крещение и исповедуют единую веру, имеем единый закон, поскольку мы крестились во Христа и во Христа облеклись» (ПВЛ). – Упоминание «святой Троицы» в ПВЛ выдает время написания этой летописи – после Тридентского собора (1545–1563), на котором «был подтвержден Никейский символ веры» (через 1200(!) лет после его приятия), после чего появилось движение «антитринитаристов», отвергающих искусственную, надуманную и навязанную христианам, по их мнению, концепцию единого бога из трех Его составляющих – Бога-Отца, Бога-Сына и Святого Духа...

А как же «История от основания города» в 142 книгах Тита Ливия и «Записки о Галльской войне» Юлия Цезаря? Это ведь тоже летописи?

– Оригиналов рукописей этих документов (как и всех остальных рукописей «древнеримских» и «древнегреческих» авторов) не сохранилось. Есть только «копии копий с копий»:

Первая декада Тита Ливия сохранилась благодаря копиям IX–XI веков, которые восходят к единственной несохранившейся рукописи, отредактированной в конце IV – начале V века... С учётом позднесредневековых копий, сделанных незадолго до изобретения книгопечатания... (Википедия).

Не существует никаких физических доказательств, кроме утверждений самих историков, что эти рукописи были написаны за 1500(!) лет до своего первого печатного издания.

– А как же Юлий Цезарь? Неужели тоже «эпоха Возрождения»? – Да. И Александр Македонский тоже. Об этом, собственно, и написана эта книга, все доказательства и выводы в которой основаны на открытых официальных источниках: Википедия (электронная энциклопедия), Гугл Книги (сборник оцифрованных книг, в том числе и старинных), карты эпохи Возрождения, гравюры, фрески, картины, книжные миниатюры, гобелены и скульптурные изображения. И никаких «эмпирико-статистических» методов исследования хронологии и датирования событий по гороскопам, что трудно проверить. Всё и так лежит на поверхности...
Если власть использует репрессии это же, конечно, не отсутствие демократии, это защита демократии от неугодных власти.

Straga

Другая история Римской империи. Фильм 1

Если власть использует репрессии это же, конечно, не отсутствие демократии, это защита демократии от неугодных власти.

Straga

 Сиенский кафедральный собор.


Собор был спроектирован и построен в период с 1215 года по 1263 год на месте более раннего здания. Собор имеет форму латинского креста со слегка выступающим трансептом, также собор имеет купол и колокольню (Википедия).

В русской Википедии мало информации о Сиенском соборе. Лучше смотреть в итальянской, или по следующим ссылкам (много фото и описаний) – https://galik-123.livejournal.com/188421.html и https://sibeaster.livejournal.com/176114.html – за что большое спасибо этим авторам.

Сиенский кафедральный собор рассказывает о другой истории Рима
Инкрустированные мраморные полы Сиенского собора (https://sibeaster.livejournal.com/176114.html) воспеты Александром Блоком, который был в Италии в 1909 году:

Когда страшишься смерти скорой,
Когда твои неярки дни, —
К плитам Сиенского собора
Свой натружённый взор склони...

Полы Сиенского собора заслуживают отдельной книги. Но нас пока интересует сюжет, в центре которого Сиенская волчица (Фото 4) – символ города Сиены. А вокруг – символы других городов, подчиненных Сиене: лошадь (Ареццо), гусь (Орвието), слон (Рим), цапля (Перуджи), единорог (Витербо), заяц (Пиза), леопард (Лукка), лев (Флоренция), грифон (Гроссето), дракон (Пистойя), орел (Вольтерра). – Как видим, Сиене подчинены в том числе Рим, Флоренция и Пиза. Все эти города находятся относительно рядом с Сиеной (район Этрурия-Тоскана). – И обратим внимание, что символ Рима на этой схеме не Капитолийская волчица, а слон. А сама «Капитолийская волчица» – символ Сиены.

Если власть использует репрессии это же, конечно, не отсутствие демократии, это защита демократии от неугодных власти.

Straga

#4

Фото 9. Алтарь Пикколомини в Сиенском кафедральном соборе, фрагмент крупным планом.

Присмотримся поближе к этому скульптурному алтарю (Фото 9). Слева – папа Пий II:

Пий II (лат. Pius PP. II, в миру – Энеа Сильвио Бартоломео Пикколомини, итал. Enea Silvio Bartolomeo Piccolomini, лат. Æneas Sylvius Bartholomeus Picolomineus; 18 октября 1405–14 августа 1464, Анкона) – Папа Римский с 19 августа 1458 года по 14 августа 1464 года.

Справа – он же, с древнеримским штандартом S. P. Q. R.

S.P. Q. R. – аббревиатура латинской фразы «Senatus Populusque Romanus» («Сенат и граждане Рима»), которую изображали на штандартах римских легионов, и которая использовалась в Римской республике и Римской империи. Был заменён на христианский символ лабарум Константином Великим (Википедия).

– Какое отношение папа Пий II имеет к «Римской республике и Римской империи»?

– Оказывается, самое прямое:

Пикколомини (итал.) – благородное итальянское семейство, имевшее большое влияние в Сиене начиная с XIII века» (Википедия).

В переводе с итальянского Piccolomini означает «младенец». А чтобы никто не задавал вопросы, от какого-такого младенца род пошел, в Сиене на каждом углу и заборе вам будет напоминать Сиенская волчица с младенцами.
Если власть использует репрессии это же, конечно, не отсутствие демократии, это защита демократии от неугодных власти.

Straga


Фото 20. Вилла Джулия (итал. Villa Giulia) – бывшая загородная летняя резиденция римских пап. Вилла была построена в 1550–1555 годах Бартоломео Амманнати в стиле маньеризма для папы Юлия III (отсюда её название).


Фото 21. Дворец Спада в Риме. Построен в середине XVI века архитектором Бартоломео Баронио для кардинала Джакомо Каподиферо. Здание декорировано на фасаде и в лоджиях прекрасными гипсами работы Джулио Маццони (Википедия). Два «прекрасных гипса» – это гербы папы Юлия III (1550–1555) и короля Франции Генриха II (1547–1559). А ниже мы видим сюжеты из древнеримской мифологии с участием козлоногих фавнов.
Если власть использует репрессии это же, конечно, не отсутствие демократии, это защита демократии от неугодных власти.

Straga

#6

Фото 24. Гробница папы Льва XI (1 апреля – 27 апреля 1605 г.) в соборе Святого Петра. Слева от папы – богиня мудрости и справедливой войны Минерва с обрезанным (видимо правильными историками) копьем. Справа – богиня случая и судьбы Фортуна с рогом изобилия.


Фото 25. Фонтан Тритона (итал. Fontana del Tritone) – фонтан в Риме, созданный Джованни Лоренцо Бернини. Этот фонтан расположен на площади Барберини, недалеко от палаццо Барберини. Фонтан был сделан в 1642 году по заказу папы Урбана VIII (Барберини) вскоре после завершения строительства палаццо (Википедия).
– Папа Урбан VIII увековечил память о себе, разместив свой герб прямо на Тритоне – боге морских глубин. – Как это согласуется с многовековой христианской культурой? – Никак не согласуется...
Если власть использует репрессии это же, конечно, не отсутствие демократии, это защита демократии от неугодных власти.

Straga



Фото 26. Гробница папы Григория XIII (1572–1585) в Соборе Святого Петра. Слева от папы муза истории Клио (явный намек на Григорианский календарь, названный так в честь его автора папы Григория 13-го, который изменил историю, но об этом позже). Справа от папы – богиня мудрости и справедливой войны Минерва (щит на месте, но копье Минервы видимо позже убрали, чтобы обыватели не задавали неудобных вопросов).
Если власть использует репрессии это же, конечно, не отсутствие демократии, это защита демократии от неугодных власти.

Straga


Фото 28. И только в начале 19(!) века появляется хоть какая-то христианская символика. Но, всё еще остаются герои древнеримской мифологии. Гробница папы Пия VII (1800–1823) в соборе Святого Петра.


Фото 29. Гробница папы Пия VIII (1829–1830) в соборе Святого Петра. Места древнеримских богов и богинь уже занимают Иисус Христос, апостол Петр и апостол Павел.
Если власть использует репрессии это же, конечно, не отсутствие демократии, это защита демократии от неугодных власти.

Straga

#9
Как видно из этих документов, «отлитых в граните и мраморе», римские папы эпохи Возрождения были равнодушны к христианской символике, но небезразличны к, вроде как, давно ушедшему языческому культу древнеримских богов и божеств:

Политическая и религиозная деятельность Льва X (1513–1521 гг) не мешала ему вести великосветский образ жизни при папском дворе. Самым любимым развлечением Льва X была охота и устройство великолепных празднеств, разнообразившихся театральными представлениями, балетами и танцами. На эти развлечения папа ежегодно расходовал вдвое больше той суммы, что приносили папские имения и рудники. Таким образом, он растранжирил весь золотой запас, который оставил ему в наследство Юлий II. К этому приближались и расходы на курию, которая насчитывала тогда 638 чиновников, на непотов, многочисленных артистов, скульпторов, художников, писателей, комедиантов, папских шутов и т. п. Лев X высоко ценил работы Рафаэля Санти. Напротив, Леонардо да Винчи после двух лет пребывания в Риме покинул «испорченный» город. Многие известные гуманисты приезжали в Рим, чтобы подивиться блеску папского двора. Одни восхваляли великолепие празднеств, других поражала и даже огорчала роскошь духовенства и языческий образ жизни христианской столицы... (Википедия).

* * *
– А был ли Рим «христианской столицей» в эпоху Возрождения?..
Если власть использует репрессии это же, конечно, не отсутствие демократии, это защита демократии от неугодных власти.

Demetrius

Цитата: Straga от 07.01.2022, 19:19«... половцы держатся закона отцов своих: кровь проливают и даже хвалятся этим, едят мертвечину и всякую нечистоту – хомяков и сусликов, и берут своих мачех и невесток, и следуют иным обычаям своих отцов. Мы же, христиане всех стран, где веруют во святую Троицу, в единое крещение и исповедуют единую веру, имеем единый закон, поскольку мы крестились во Христа и во Христа облеклись» (ПВЛ). – Упоминание «святой Троицы» в ПВЛ выдает время написания этой летописи – после Тридентского собора (1545–1563), на котором «был подтвержден Никейский символ веры» (через 1200(!) лет после его приятия), после чего появилось движение «антитринитаристов», отвергающих искусственную, надуманную и навязанную христианам, по их мнению, концепцию единого бога из трех Его составляющих – Бога-Отца, Бога-Сына и Святого Духа...
Вот этим самодеятельные ревизионисты и отталкивают с первой страницы книги, буквально с предисловия. Они берутся критиковать и развенчивать то, о чем не имеют ни малейшего понятия. Тут ведь у господина Таманского хрестоматийный пример того, как "слышат звон, и не знают откуда он". Взялся что-то опровергнуть? Ради Бога, но сначала потрудись изучить предмет, который берешься разбирать.
Казус с упоминанием Троицы в ПВЛ действительно существует. Но заключается он не в самом ее упоминании, а в том, что там излагается арианский символ веры, тот самый антитринитаризм. На самом деле это как раз указывало бы на более ранее появление ПВЛ по отношению к Тридентскому собору- если бы два этих события и вправду как-то были связаны между собой. На деле, Тридентский собор подтвердил верность Никейскому символу, т.к. он ознаменовал собой переход в наступление против приверженцев реформации, часть которых склонялась к антитринитаризму. И при этом, на Тридентском соборе были приняты дополнительные пункты в Никейский символ веры, те что отличают католицизм от православия. Если бы Никейский символ был впервые сформулирован на данном соборе(на что намекает автор), то частичное совпадение в догматике между православием и католицизмом были бы необъяснимы.
И так по всем пунктам. Зачем он сфальсифицировал цитату из ПВЛ? Таманский перепутал половцев с полянами, и приписал им известную характеристику, данную в летописи древлянам.
Создание национальной истории конечно же связано с появлением национальных государств. Но Вестфальский мир это лишь одна из точек их генезиса. Складываться они начали раньше него, а сложились уже позже. Представлять себе этот процесс по образцу того, что было в 20 столетии, это верх наивности. Типа, вот есть империя, а вот от нее откололось национальное государство.
Церковь не являлась "заказчиком летописей". Церковь была производителем и хранителем информации. Иногда к ней обращались заказчики- для обоснования своих династических притязаний. В большинстве случаев.
Так же, события в летописях не фиксировались в хронологическом порядке. Все было гораздо сложнее. События фиксировались, источники компилировались, хронология устанавливалась порой гораздо позже появления первой информации. При компиляциях события излагались предельно лаконично,т.к. количество отражаемой информации увеличивалось. И вот смысл Таманскому ломиться в открытую дверь, со своими "массовыми спросами" и "кто проплатил"?
Историки потому и не спорят с авторами подобных книг, что на каждое предложение надо написать пять своих предложений. И это будет дискуссия с папуасом о снеге, невозможная в принципе, т.к. о снеге тот и приблизительного представления не имеет.
Министерство Пространства и Времени

Demetrius

Цитата: Straga от 07.01.2022, 19:54
Фото 9. Алтарь Пикколомини в Сиенском кафедральном соборе, фрагмент крупным планом.

Присмотримся поближе к этому скульптурному алтарю (Фото 9). Слева – папа Пий II:

Пий II (лат. Pius PP. II, в миру – Энеа Сильвио Бартоломео Пикколомини, итал. Enea Silvio Bartolomeo Piccolomini, лат. Æneas Sylvius Bartholomeus Picolomineus; 18 октября 1405–14 августа 1464, Анкона) – Папа Римский с 19 августа 1458 года по 14 августа 1464 года.

Справа – он же, с древнеримским штандартом S. P. Q. R.
Значит, справа- не он.
Министерство Пространства и Времени

Straga

Цитата: Demetrius от 07.01.2022, 22:15Вот этим самодеятельные ревизионисты и отталкивают с первой страницы книги, буквально с предисловия. Они берутся критиковать и развенчивать то, о чем не имеют ни малейшего понятия. Тут ведь у господина Таманского хрестоматийный пример того, как "слышат звон, и не знают откуда он". Взялся что-то опровергнуть? Ради Бога, но сначала потрудись изучить предмет, который берешься разбирать...................
Историки потому и не спорят с авторами подобных книг, что на каждое предложение надо написать пять своих предложений. И это будет дискуссия с папуасом о снеге, невозможная в принципе, т.к. о снеге тот и приблизительного представления не имеет.
Я всю книгу еще не прочитал. Там на самом деле много интересного и он старается увязать свою версию достаточно последовательно. Хотя безусловно есть и много ошибок и не точностей, о чем он кстати говорит в своих фильмах (я дошел пока до 20го)..
 Любая версия истории изобилует неточностями, нестыковками и подтасовками.. В официальной версии истории тоже много нестыковок и натяжек, что лично меня раздражает, но я же сдерживаюсь  ;)
Если власть использует репрессии это же, конечно, не отсутствие демократии, это защита демократии от неугодных власти.

Straga

Цитата: Demetrius от 07.01.2022, 22:26Значит, справа- не он.
допустим не он, но, что делает скульптура в "древнеримском" воинском облачении с "древнеримским" штандартом на алтаре христианского первосвященника в 15 веке остается под большим вопросом...
Если власть использует репрессии это же, конечно, не отсутствие демократии, это защита демократии от неугодных власти.

Straga

Цитата: Demetrius от 07.01.2022, 22:15Казус с упоминанием Троицы в ПВЛ действительно существует. Но заключается он не в самом ее упоминании, а в том, что там излагается арианский символ веры, тот самый антитринитаризм. На самом деле это как раз указывало бы на более ранее появление ПВЛ по отношению к Тридентскому собору- если бы два этих события и вправду как-то были связаны между собой. На деле, Тридентский собор подтвердил верность Никейскому символу, т.к. он ознаменовал собой переход в наступление против приверженцев реформации, часть которых склонялась к антитринитаризму. И при этом, на Тридентском соборе были приняты дополнительные пункты в Никейский символ веры, те что отличают католицизм от православия. Если бы Никейский символ был впервые сформулирован на данном соборе(на что намекает автор), то частичное совпадение в догматике между православием и католицизмом были бы необъяснимы.

Его версия сводится в основном к тому, что история удлинена на 1500 лет, что вся Древняя история это история Средневековья, в частности эпоха Возрождения это и есть Античность.. Соответственно христианская религия только развивалась и была одной из многих под общей "крышей" Церкви.. Так что Никейского собора и не было как такового, все что приписывают Никейскому собору было на Тридентском соборе, после которого собственно и зародился антитринитаризм..
Если власть использует репрессии это же, конечно, не отсутствие демократии, это защита демократии от неугодных власти.