Дэн Купер: угонщик самолёта, которого не нашли.

Автор Ems Länder in, 27.11.2021, 18:30

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Ems Länder in

https://www.kommersant.ru/doc/5098382
Тайна Дэна Купера

История угона самолета, после которого появились строгие досмотры в аэропортах.

50 лет назад в США галантный мужчина в дорогом костюме сумел захватить пассажирский самолет, не прибегая к насилию. Он заставил власти выплатить ему кучу денег, а затем бесследно исчез. Расследование преступления продолжалось несколько десятилетий, но найти угонщика так и не удалось. И именно этому преступлению мы во многом обязаны современным правилам авиационной безопасности.


Фоторобот Дэна Купера

Фокусник в шляпе

24 ноября 1971 года, канун Дня благодарения в США. К стойке регистрации авиакомпании Northwest Orient Airlines в аэропорту Портленда (штат Орегон) подходит мужчина средних лет. Белая рубашка, черный галстук с жемчужной заколкой, темный костюм и легкое черное пальто. На ногах — мокасины, на голове — шляпа, лицо прикрывают солнцезащитные очки.

Деловой стиль одежды, хорошие манеры и любезность — позднее именно так его опишут и кассирша, и десятки других людей, опрошенных полицией и ФБР.

Элегантный мужчина попросил (и ему, естественно, продали) билет на ближайший рейс до Сиэтла (штат Вашингтон) — деловой столицы соседнего штата, до которой всего около получаса лету. Покупая за $20 билет на рейс 305, он представился Дэном Купером. На следующий день это имя будет упоминаться в газетах, звучать на телеканалах и в радиоэфире по всему миру.
Дэн Купер, если его действительно так звали, дождался посадки и занял свое место — 18C в хвосте самолета. Помимо него на борту были 6 членов экипажа и 35 пассажиров, притом что самолет был рассчитан на 94 посадочных места. В 14:50 по местному времени — точно по расписанию — самолет вылетел из аэропорта Портленда.


Угнанный самолет авиакомпании Northwest Orient Airlines

Мужчина в костюме закурил сигарету (тогда это не запрещалось) и заказал себе стакан бурбона с содовой. Он выглядел совершенно расслабленным.

Когда 23-летняя стюардесса Флоренс Шаффнер принесла ему заказ, тот протянул ей записку. Девушка решила, что мужчина хочет с ней познакомиться, а в записке — номер телефона или адрес отеля. Подобные попытки завести приятное знакомство со стюардессами были в то время обычным делом, а потому Шаффнер убрала записку в карман, не читая.

Через пару минут Купер вновь подозвал к себе Шаффнер, попросил ее жестом приблизиться к нему и прошептал на ухо: «Мисс, лучше прочтите это. У меня бомба». С этими словами он указал на свой портфель.

Дэн Купер, если его действительно так звали, дождался посадки и занял свое место — 18C в хвосте самолета. Помимо него на борту были 6 членов экипажа и 35 пассажиров, притом что самолет был рассчитан на 94 посадочных места. В 14:50 по местному времени — точно по расписанию — самолет вылетел из аэропорта Портленда.

Мужчина в костюме закурил сигарету (тогда это не запрещалось) и заказал себе стакан бурбона с содовой. Он выглядел совершенно расслабленным.

Когда 23-летняя стюардесса Флоренс Шаффнер принесла ему заказ, тот протянул ей записку. Девушка решила, что мужчина хочет с ней познакомиться, а в записке — номер телефона или адрес отеля. Подобные попытки завести приятное знакомство со стюардессами были в то время обычным делом, а потому Шаффнер убрала записку в карман, не читая.

Через пару минут Купер вновь подозвал к себе Шаффнер, попросил ее жестом приблизиться к нему и прошептал на ухо: «Мисс, лучше прочтите это. У меня бомба». С этими словами он указал на свой портфель.

Шаффнер открыла записку: «У меня бомба в портфеле. Я использую ее при необходимости. Садитесь напротив меня. Ваш самолет захвачен». Стюардесса, не поверив, попросила открыть портфель. Купер не стал возражать: когда портфель открылся, Шаффнер увидела восемь красных предметов, похожих на динамитные шашки, а также множество каких-то проводов и лампочек.

Именно так в кино выглядят бомбы — для девушки это зрелище было вполне убедительным.

В записке помимо угрозы взорвать самолет были и требования Купера: $200 тыс. наличными, причем исключительно 20-долларовыми банкнотами, четыре парашюта и автозаправщик с авиационным топливом в аэропорту Сиэтла.

Все эти требования девушка передала пилотам, а те связались с наземными службами. Началась операция по выполнению всех требований захватчика.

Пока ФБР собирало $200 тыс. по $20 во всех ближайших банках Сиэтла, самолет Northwest Orient Airlines продолжал кружить в небе. Пассажиры не догадывались, что они заложники террориста с бомбой, а сам Купер продолжал спокойно пить бурбон и общаться с Флоренс Шаффнер.

«Он совсем не нервничал и выглядел приветливо. Он не был груб или жесток. Скорее он был все время спокоен и задумчив»,— вспоминала потом вторая стюардесса Тина Маклоу. Более того, угонщик самолета честно заплатил за выпитый бурбон и даже оставил стюардессам чаевые.

Наконец, спецслужбы собрали необходимую сумму и добыли парашюты, а заправщик уже стоял в аэропорту. Boeing с Купером на борту начал снижаться. Как только самолет приземлился, Купер попросил выключить свет в салоне, а также опустить шторки иллюминаторов, чтобы у властей не было соблазна использовать снайперов.

Деньги и парашюты Куперу передал служащий аэропорта через дверь в задней части самолета. Вернувшись в салон, угонщик самолета объявил, что все пассажиры, а также стюардессы Флоренс Шаффнер и Элис Хэнкок могут покинуть лайнер. Теперь у него в заложниках оставались только члены экипажа и стюардесса Тина Маклоу.


Отпущенные Дэном Купером пассажиры в аэропорту Сиэтла


Стюардессу Northwest Orient Airlines (справа) агент ФБР допросил сразу после полета

Дозаправка самолета чуть затянулась, что заставило Купера впервые занервничать. Но власти не решились на штурм самолета с заложниками и дали тому взлететь.

Новой точкой назначения стал Мехико. Однако пилоты объяснили Куперу, что долететь до мексиканской столицы без еще одной дозаправки самолет, рассчитанный на региональные перевозки, просто не сможет. Мужчина в костюме согласился.

Сесть во второй раз лайнер должен был в аэропорту Рино (штат Невада). Об этом пилоты тут же уведомили наземные службы. А ФБР посчитало, что именно там и можно будет наконец схватить преступника. Пока же на всякий случай в воздух для сопровождения Boeing были подняты два истребителя F-106.

Купер приказал пилотам вести самолет на очень низкой высоте — не выше 3000 м. Так низко гражданские суда перестали летать еще в 1930-е годы, когда была придумана технология герметизации салона. Современная же гражданская авиация использует высоты в районе 10 тыс. м, чтобы находиться выше облаков и избегать неблагоприятных погодных условий.

А погода в Сиэтле в тот день была, как на зло, ужасной: гроза, ливень, шквалистый ветер. Потому никто из властей всерьез не верил в то, что Купер попытается воспользоваться парашютами, которые он потребовал.

Но вежливый угонщик оказался куда смелее, чем думали его противники. Он попросил пилотов вести самолет на скорости около 185 км/ч — это минимально возможная скорость для нормального полета лайнера. А Тине Маклоу приказал пройти в кабину пилотов, закрыть за собой дверь и не подглядывать.

Через 20 минут после начала полета индикатор на приборной доске показал, что дверь в задней части самолета открыта. А еще через пару часов Boeing Northwest Orient Airlines благополучно приземлился в аэропорту Рино.

Ни Купера, ни его портфеля, ни даже стакана из-под бурбона, из которого он пил, в салоне самолета не оказалось.

Единственное, что он оставил на память следователям,— черный галстук с жемчужной заколкой.

Купер по всем признакам выпрыгнул из самолета и воспользовался парашютом. Но даже пилоты истребителей не заметили, как он покинул борт. Больше «Дэна Купера» никто никогда не видел.


Пресс-конференция по поводу угона Дэном Купером самолета, 26 ноября 1971 года

Дикий-дикий воздух

Это первый и единственный в истории случай успешного угона самолета, так и не завершившийся поимкой преступника. Многие пытались повторить успех Купера, некоторые даже чуть ли не полностью копировали его действия, разве что не назывались Дэном Купером и не просили бурбон со льдом. Но все попытки оборачивались провалом, а некоторым угонщикам стоили и свободы, и жизни.

Сегодня ни один террорист с бомбой не сможет проникнуть на борт самолета. Система охраны аэропортов предусматривает несколько этапов осмотра и сканирования каждого пассажира. Но в 1960-х годах все было по-другому.

Дэн Купер — далеко не первый человек, попытавшийся угнать самолет в США. На самом деле, в те годы это было чуть ли не обычным делом для американской гражданской авиации.

С 1948 по 1957 год во всем мире произошло всего 15 случаев захвата самолетов. В период с 1958 по 1967 год было захвачено уже 48 самолетов — опять же во всем мире. А вот с 1968 по 1972 год количество угонов превысило 130 — и это только американские самолеты. Порой угон самолетов в США происходил каждую неделю.

В 1968 году во время слушаний в Сенате представитель Федерального управления гражданской авиацией (FAA) Ирвинг Рипп заявил, что злоумышленникам ничего не стоит захватить любой самолет:

«Невозможно обыскивать каждого пассажира. Если у вас на борту есть человек, который хочет отправиться в Гавану, и у него есть пистолет — это все, что ему нужно».

Тогда сенатор от Флориды Джордж Смэзерс предложил, как кажется сегодня, очевидное решение — установить металлодетекторы или рентгеновские аппараты в аэропортах. Тем более, утверждал Рипп, такие уже успешно использовались в тюрьмах и на особо охраняемых объектах в США.

Но представитель FAA счел эту идею безумной. «Это очень плохо отразится на психологическом состоянии пассажиров... Это напугает людей до смерти. К тому же люди начнут жаловаться на вторжение в их частную жизнь»,— заявил Рипп. На этом споры о необходимости сканирования пассажиров и закончились.

А уже через пару недель под прицелом пистолета очередного угонщика самолета оказался сенатор от Миссисипи. Захватчик лайнера в итоге сдался, а сенатор не пострадал. Но как только речь зашла об угрозе жизни представителей власти, те самые власти впервые всерьез задумались о том, что проблему надо как-то решать.

Вариантов, как именно решать, было великое множество. Один экзотичнее другого.

К примеру, Сенат США на полном серьезе рассматривал возможность организовывать бесплатные полеты в Гавану в один конец. Большинством угонщиков самолетов в те годы были люди, недовольные своим положением в США и считавшие, что строящийся на Кубе коммунизм — гарант свобод и возможностей. Но Фидель Кастро, которому, конечно, льстило желание американцев бежать на Остров Свободы даже угоняя самолеты, предложение сенаторов не принял.

Пока политики обсуждали меры против похитителей самолетов, авиакомпании нашли решение для себя. Они продолжили руководствоваться принципом «жизнь пассажиров и экипажа дороже всего» и приняли правило — выполнять любые требования угонщиков самолетов.

На случай незапланированной поездки на Кубу все кабины были оснащены картами Карибского моря, причем независимо от предполагаемого места назначения рейса. Пилоты были проинформированы о процедурах посадки в международном аэропорту имени Хосе Марти (Куба) и получили карточки с фразами, помогавшими общаться с испаноязычными угонщиками. А у диспетчеров в Майами появилась выделенная телефонная линия для общения с кубинскими коллегами.

Разумеется, такой подход только стимулировал злоумышленников, и угоны самолетов участились: 11 угонов за первые шесть недель 1969 года — рекордная частотность.

Тогда в FAA решили наконец заняться проблемой и создали специальное подразделение по противодействию угонам. И оно тут же стало получать тысячи писем от рядовых граждан, уставших путешествовать вместе с террористами.

Чего только ни предлагали небезразличные граждане: устанавливать люки-ловушки снаружи кабин пилотов, вооружать стюардесс дротиками с транквилизатором, заставлять пассажиров носить боксерские перчатки, чтобы те не могли держать оружие, играть национальный гимн Кубы перед взлетом, а затем арестовывать всех, кто знал текст.

Эти предложения поддержки не получили. Но было и такое, что всерьез заинтересовало: построить в чистом поле в Южной Флориде макет-копию аэропорта имени Хосе Марти. Таким способом предполагалось обманывать всех угонщиков самолетов, мечтавших сбежать из страны на Кубу: их привозили бы в аэропорт, где вместо кубинских властей злоумышленников поджидало бы ФБР. Идею долго обсуждали в FAA, но в итоге американские власти отказались от нее как от слишком дорогой.

И только в 1971 году, после мастерского угона Boeing Northwest Orient Airlines Дэном Купером, власти США согласились внедрить меры безопасности на авиационном транспорте, которые известны теперь всем. Авиакомпаниям впервые позволили проводить досмотр как пассажиров, так и их багажа.

А все самолеты Boeing 727 на всякий случай были оборудованы системой, предотвращающей открытие люка в хвостовой части самолета во время полета.

Принятые меры позволили, пусть и не сразу, положить конец эпохе массовых угонов самолетов в США. Так, в 1972 году была совершена 31 попытка угнать самолет (15 из них — последователями Купера, желавшими повторить его трюк). А в 1973 году таких попыток было всего две — и обе психически нездоровыми людьми. Люди в здравом уме угонять самолеты в США теперь не торопились.

Прыжок в неизвестность

Сразу после приземления Boeing в аэропорту Рино ФБР начало расследование случившегося и поиски преступника. Угонщик в костюме оставил после себя в самолете 66 отпечатков пальцев. Но ни один из них не совпал с теми, что были в базах данных ФБР и полиции.

ДНК с галстука, который Купер оставил в самолете на прощание, нужно было сравнить с ДНК подозреваемых. А их были сотни: это мог быть любой Дэн Купер 40–50 лет, а возможно, что угонщик просто придумал это имя на ходу или позаимствовал у героя комикса, популярного в Канаде (что заставляло следствие учитывать еще и граждан Канады).

Поиски Купера лучше всего было начать с предполагаемого места его приземления. Проблема была в том, что никто не видел, как Купер прыгнул с самолета, и никто не знал, где он приземлился.

Воспользовавшись данными о полете Boeing 727 и взяв в расчет время, когда открылась дверь, ФБР провело эксперимент, повторив полет и сбросив из задней двери 90-килограммовый груз. Было установлено, что Купер мог приземлиться где-то в районе водохранилища Лейк-Мервин (штат Вашингтон). Район был тщательно осмотрен, а все местные жители опрошены.


Офицеры ФБР вычисляют, где мог бы приземлиться Дэн Купер

ФБР обыскало даже дно водохранилища, поскольку существовали подозрения, что Купер утонул. Но ни тела, ни следов преступника следователи так и не обнаружили.

Зато в 1980 году, через девять лет после инцидента, восьмилетний Брайан Ингрэм, отдыхавший с семьей на берегу реки Колумбия, нашел полусгнивший пакет с деньгами. Теми самыми, что были выданы Куперу — номера банкнот совпадали.

Но из $200 тыс., которые получил угонщик, в реке всплыли только $5 тыс. А значит, либо Купер действительно разбился при прыжке, а остальные деньги просто пока не нашли, либо он сам выбросил мешок с небольшой суммой, чтобы сбить следствие со следа.


Деньги, обнаруженные Брайаном Ингрэмом

Подозреваемыми по делу Купера проходили все, кто подходил под описание и имел военную подготовку, особенно навык прыжков с парашютом. Кроме того, на допросах оказывались либо те, кто сам называл себя тем самым Дэном Купером, либо те, в ком знаменитого угонщика начали узнавать соседи и даже родственники.

Какое-то время главным подозреваемым по версии самого ФБР был Ричард Флойд Маккой-младший — ветеран армии США, отслуживший два срока во Вьетнаме. У него были все необходимые навыки. Более того, он тоже совершил угон самолета — через полгода после Купера. Он смог выпрыгнуть с парашютом, но забыл в самолете свои записи, по которым его легко и вычислили.

Его приговорили к 45 годам тюремного заключения, которые, впрочем, он не отсидел. Маккой сбежал из тюрьмы, протаранив ворота на захваченном мусоровозе. Через три месяца его обнаружили и застрелили, пытаясь арестовать. Позже оказалось, что на момент угона самолета в Портленде у него было алиби: он в тот день находился в Лас-Вегасе.

Найти того самого Дэна Купера за 45 лет, что длилось расследование, ФБР так и не смогло. В 2016 году бюро заявило, что все попытки определить личность преступника не увенчались успехом, а потому власти решили, что лучше перебросить ресурсы на другие расследования.

Сам же Купер, по мнению ФБР, скорее всего, не пережил тот прыжок. Выяснить, так это или нет, уже вряд ли удастся. В любом случае, Дэн Купер остается единственным человеком, кто захватил самолет, выпрыгнул из него с мешком денег и не попался.

Demetrius

Я так понимаю, угоны самолетов на Кубу после этого инцидента прекратились. Ну так это прекращение, видимо, и было целью организаторов захвата авиалайнера.
Министерство Пространства и Времени

Alina

Иллюзии это то, чего нет. Уже или еще?

Антон Анисимов

#3
200 тысяч на сегодняшние деньги - около полутора миллионов.
Тут что-то не так с историей.

Он спокоен и деловит. Вроде бы все у него рассчитано. Самолет с очень маленькой загрузкой - только треть мест занято. Лету полчаса - никакого маршала. Далеко от Кубы и связанных с ней захватов. Организовал захват так, что вроде никто из пассажиров даже ничего не понял.

Но при этом какие-то критические непонятные ошибки.
Главная - он почему-то не был в курсе, что самолет не долетит до Мехико. Промежуточный пункт для него был вроде как сюрпризом.
Прямая траектория полета Сиэтл-Мехико наверняка отличается от Сиэтл-Рино-Мехико, так что он в принципе не мог угадать место своего приземления. Плюс-минус сотня километров. Конец ноября, шторм, в мокром костюме и мокасинах.
Прогноз погоды, опять же, не посмотрел. А ведь жизнь от этого зависит.

А мелочей и вовсе много набирается.

- Почему пилоты выполнили приказ лететь медленно - откуда бы ему знать, с какой скоростью они летят.
- Почему записку он отдал одной стюардессе, которую потом выпустил, а оставил в самолете совсем другую, незнакомую.
- Стакан от бурбона забрал, то есть думал о пальчиках - а 66 отпечатков оставил (которые ни к кому не привели).
- Забрал шляпу, легкое черное пальто и солнцезащитные очки, зато оставил галстук с жемчужной заколкой.
- Почему нашли только одну пачку денег?
- Как он мог рассчитывать, что с парашютами не сделают подлянки?
- Почему истребители ничего не заметили?

В общем, у меня сильное подозрение, что ентот человек в черных очках - или один из вышедших в Сиэтле или один из сидящих на этом фото.

Если летчик, то зашел в черных очках как пассажир, а вышел как член экипажа. Еще лучше, если роль играл еще кто-то из пассажиров (усики снял, назад наклеил) - перестраховка на тот случай, что летчиков могут рассмотреть под лупой. Им нужно было только сделать "+1 человек зашел внутрь".
В доле была одна из стюардесс, Тина Маклоу.
Из люка выкинули реквизит, парашюты и пачку денег, зато оставили галстук - главный броский признак, как доказательство, что "я был здесь, точно-точно".
Тогда шторм и фиговая погода как раз на руку такому плану, ее и выбрали.

lilac72

#4
Цитата: Антон Анисимов от 26.03.2023, 15:57- Почему пилоты выполнили приказ лететь медленно - откуда бы ему знать, с какой скоростью они летят.

Мог потребовать выпустить шасси и закрылки в предпосадочную конфигурацию - это железное доказательство того, что скорость никак не более 380-400 км/ч. Да и звук движков, переведенных на малый газ заметен (в смысле, отличается от крейсерского и тем более взлетного режима) для человека с нормальным слухом.

P.S. Сейчас прочел статью о Купере - он действительно потребовал лететь с выпущенными шасси и закрылками, что не позволяло разогнать самолет до скорости, невозможной для безопасного прыжка. Элементарно.

Антон Анисимов

Цитата: lilac72 от 27.03.2023, 14:13Мог потребовать выпустить шасси и закрылки в предпосадочную конфигурацию - это железное доказательство того, что скорость никак не более 380-400 км/ч. Да и звук движков, переведенных на малый газ заметен (в смысле, отличается от крейсерского и тем более взлетного режима) для человека с нормальным слухом.
P.S. Сейчас прочел статью о Купере - он действительно потребовал лететь с выпущенными шасси и закрылками, что не позволяло разогнать самолета до скорости, невозможной для безопасного прыжка. Элементарно.
Понял, в общем, летчик может не только определить, а даже техническими требованиями ограничить скорость, нужную для прыжка.