«The devil is in the details»

Автор Straga, 27.01.2021, 17:38

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Gulia

#1110
Александр Бурак "К сыну за помощью". 1951 г.

(удивила дата - 1951 год . в некоторых ссылках увидела - 1954.
вторая дата мне кажется реальнее)

Эта картина о сыновьем долге принесла художнику всесоюзную известность. Мы видим комнату, сплошь заставленную мебелью. У зеркала, завершая туалет, сидит молодая женщина. Эта холодная, равнодушная красивая женщина не вызывает симпатии. Ее платье сшито по последней моде, на ногах тонкие чулки, лакированные туфли.

Посреди комнаты – муж, он в полосатой пижамной блузе. Поставив его в центр картины, художник сосредоточил на нем внимание зрителя: красная пижама в полоску четко вырисовывается на фоне светлой стены. Неподалеку от мужчины, с другой стороны стола, сидит его мать. Чувствуется, что она редкая и не очень желанная гостья в доме сына.

Пожилой женщине неловко в этой среде. Ее скромная одежда не вяжется с окружающей обстановкой. Мать склонила седую голову. Сын даже не смотрит в ее сторону. Может быть, он хорошо обеспеченный специалист, но черствый и холодный эгоист. Человек несильной воли, он всецело подчиняется вкусам и желаниям жены – пустой мещанки. И постепенно мать стала для него чужой, далекой и ненужной...

Сразу же становится жаль старенькую маму, которая явно не собиралась досаждать сыну и теперь чувствует себя неловко. Скорее всего, женщина рассчитывала на более тёплый приём, ведь, судя по всему, она давно не видела сына и мало знала о его теперешней жизни.

Сынок же, ковыряется в ногтях, явно ожидая ухода матери. Его жена даже не повернулась к своей свекрови, демонстративно отсев за другую часть стола. Старушку никто не ждал.

Самое интересное, что картина основана на реальных событиях.

 Художнику как-то довелось лично наблюдать сцену между сыном и матерью, приехавшей за помощью. Было это так:

В гости к Александру Бураку пришла мать известного и успешного скульптора С*, с которым у того были дружеские отношения. Женщина рассказала художнику, что приехала из деревни, чтобы попросить у сына материальной помощи. Однако скульптор не дал матери денег, сославшись на тяжелые времена, отсутствие заказов...

На Бурака эта история произвела такое сильное впечатление, что он сразу же набросал этюд, на основе которого чуть позже написал картину «К сыну за помощью».

Но на этом история не закончилась!
Узнав на картине свою мать, скульптор С* основательно разругался с художником до конца жизни.

Правильно ли поступил Бурак или нет, мы обсуждать не будет. Однако его картина действительно производит сильное впечатление.
Картина была впервые выставлена на выставке произведений художников РСФСР в Москве, где пользовалась большим успехом.
Репродукцию тиражом 200 000 экземпляров издал "Советский художник".
Вот что писал об этой картине журнал «Крестьянка»:
«Мать опустила на колени натруженные руки. Горькое раздумье написано на ее лице. Может быть, она думает о том, кого же она вырастила, кому отдала свои силы, здоровье, свою материнскую любовь. В этой картине художник разоблачает всю неприглядность морального облика людей, для которых выше всего собственное благополучие».



Я прилечу на крыльях люппфи! (Гайна)

Straga

Цитата: Gulia от 14.01.2022, 22:07Александр Бурак "К сыну за помощью". 1951 г.





Я так и подумал.. не успел отписаться. Сюжет действительно явный практически без интриги.. вот разве что год.. 51 смущает, всего шесть лет как война закончилась.. хотя- кому война, а кому мать родна.. спекулянты и коммерсанты не плохо поднялись после войны, фронтовики получали фронтовые деньги и тратили их практически не считая
,,У меня есть претензии к властям моей страны, но решать я их буду не с вами." — Ответ Владимира Высоцкого западным журналистам.

Gulia

все молодцы!
Вам недоступны вложения в этом разделе.

lilac72, Дмитриевская, Alina,Enny -призы за внимание к деталям
Татьяна_Л., Medgaz -за психологические портреты
Боцман -за юмор и креатив
mrv  - отдельный приз за нетривиальную версию . "театр закрылся" это было не обычно.. и :D
Я прилечу на крыльях люппфи! (Гайна)

Enny

#1113
А где мой приз?)))) я ведь почти угадала! Желаю тоже кубок

упд. А вижу - есть и у меня кубок))))
Успех не окончателен, а неудачи не фатальны. Значение имеет только мужество продолжать.

lilac72

Цитата: Татьяна_Л. от 14.01.2022, 21:52Нет, это чистейший снобизм, когда городские считают деревенских более низшей расой, чем они.

Неоднозначный вопрос. Деревенские городских тоже презирают (читаем В.Шукшина, например).

Gulia

Александо Бурак (1921 - 1997 гг.)родился в Сибири, но всю жизнь прожил на Урале.
у него очень много уральских пейзажей.
кому интересно, посмотрите
https://www.liveinternet.ru/users/3649345/post341058396/

Поскольку он окончил Архитектурный факультет , то знатоки живописи ценят в его картинах точность композиции,предельное внимание к каждой мелочи и в то же время умение увидеть общую картину.
Я прилечу на крыльях люппфи! (Гайна)

Alina

Цитата: Enny от 14.01.2022, 21:36Ногти чистит, волосы набриолинены - наверное спать ложится в сеточке для волос
Ещё бархатный домашний пиджак-халат.
Иллюзии это то, чего нет. Уже или еще?

ivanes

Как это мимо меня прошло.... не понятно :'(
Я бы поучаствовала.
В жизни есть конец всему - Любви... Друзьям... Страданиям...
Но нет конца лишь одному- Воспоминаниям...

lilac72

Цитата: Medgaz от 14.01.2022, 21:47Да, неинтеллигентного вида тетя. Могла бы хоть видимость внимания к приехавшей из деревни свекрови проявить - или же они в глубокой ссоре...

Предыстории мы не знаем. Художник вот захотел навязать нам установку "вот какой нехороший, неблагодарный сын!" И все, без вариантов. А может, там мать с первого взгляда возненавидела невестку и заявила сыну - мне такая невестка не нужна, валите куда хотите, чтоб вашей ноги в моем доме не было! Ну, сынок и уехал. А что? Его жена, его жизнь. Вот только какого отношения мать ждала в ответ?

Medgaz

ЦитироватьИ все, без вариантов.
Я как раз с вариантом написал.
Цитата: Medgaz от 14.01.2022, 21:47или же они в глубокой ссоре...

Татьяна_Л.

#1120
Мать пр ехала просить помощи - ну какая может быть помощь для одинокой женщины в деревне в 50 е годы?
Может крыша  начала течь, полы в доме сгнили, крыльцо развалилось. А сельсовет отказался помочь. И социальной службы в те годы не было как таковой. Уж не на новую шубу пришла денег просить..
Мать пришла к сыну просто от безысходности, когда уж совсем край. Что не помириться бы?
А ведь им ещё жить.
Если бабуля не ветеранша, то живи на 200 старых рублей колхозной пенсии и ни в чëм себе не отказывай. А побираться по людям при успешном городском сыне - её бы в деревне не поняли бы.

lilac72

Цитата: Татьяна_Л. от 15.01.2022, 14:46Мать пришла к сыну просто от безысходности, когда уж совсем край. Что не помириться бы?

Все люди разные, некоторые обиды не прощают никогда. Кстати, тот же В.Шукшин замечал в своих рассказах, что деревенский житель, уехавший в молодости в город и выбившийся там "в люди", частенько презирает деревенских больше, чем коренной городской житель.

А помните фильм про Анискина? Там есть интересный момент, непосредственно к детективному сюжету не относящийся и поэтому многие внимания на него не обратили. А именно: Анискин ругает дочь, вся вина которой в том, что она не желает работать на ферме и всеми правдами и неправдами хочет уехать в город. Распалясь, Анискин бросает жене вообще какую-то несуразицу: "а ну, мать, убери масло, когда сало на столе!" А почему сало можно есть, а масло нельзя, объясните?! Но это ладно. Теперь внимание: а ведь Анискин тоже на ферме не работал и землю не пахал, а всю жизнь прослужил в милиции. А у милиционеров руки тоже не шахтерские (как верно заметил уголовник Копченый капитану Жеглову в другом известном фильме...) Сложно все и неоднозначно в жизни, и упреки всегда взаимные.

Сергей В.

Тоже все пропустил, а приз получить очень хотца! Счас попробую набросать альтернативку по мотивам:
  Сын - никакой не скульптор, ни единой детали, тому свидетельствовавшей, на полотне не вижу, но артист: артистическая блуза, набриолиненный чубчик, картина, пианино тому залог. Певец или какой-то музыкант - открытое пианино, изящный стульчик рядом  явно не для мебели. На пюпитре ноты, точнее, их обложка. Квартира, судя по дверям и форме занавеси не коммунальная, но и не просторная. Мать же как бы не то, что деревенская, а, как бы это сказать, из пригорода, судя по одежде, выражение лица трагическое, смесь горя и обиды. Случилось у нее что-то, может муж умер, или с младшими детьми что не так. Сын скотина неблагодарная, тут двух мнений быть не может, но они с женой явно куда-то собрались - ну не ходили дома в брюках, штиблетах и при галстуке, а жены в лаковых туфлях и нарядных платьях, отвернувшись и всем своим видом выражаясь: "ну скоро ты там с нею разберешься?" Он мало того, что такой матери стесняется, она ему и не нужна совсем сейчас просто - детей у пары нет, жилплощадь небольшая, домработница без надобности. Может и в жениной квартире живет без права голоса.

ivanes

#1123
Как-бы деревенские всегда недолюбливали городских.
Считали их бездельниками, лодырями и белоручками.
Ведь в город ехали за более лёгкой жизнью и зарплатой.
Уехавших в город и бросивших деревню считали чуть-ли не ивалидами и уродами.
Типа, "вот Валькина Людка в город подалась, шалава". Да было и такое.
Помню, ездили на картошку в колхозы. Старались работать хорошо.
Не будем кривить душою, отношение было... не очень, если мягко сказать.
Насмешки, "понаехали тут вучоныя", "грамотные приехали, что-вы-что-вы", и т.д.
И наоборот, есть и городские такие, что смотрели на всех высокомерно.
А сами-то из грязи в князи. Отбояривались от своего деревенского происхождения.
В общем, всегда была межа между городом и деревней. И сгладить её, кмк, до сих пор не удалось.
А что касается картины, там семейное. Пожилая мать и "выбившийся в люди" сынок.
Не ездит, не навещает мать, не интересуется её жизнью и здоровьем.
А у неё проблемы. Приехала просить, да не допросится видать... Уедет ни с чем и со слезами.
Невестка отвернулась спиной к большому зеркалу. Ей это тягостно и не интересно.
Сидит ждёт, когда же старушка уйдёт.
Так что, никто не застрахован от того, что придётся в старости есть чёрствый хлеб с горькими слезами.
В жизни есть конец всему - Любви... Друзьям... Страданиям...
Но нет конца лишь одному- Воспоминаниям...

lilac72

Цитата: ivanes от 15.01.2022, 16:52Как-бы деревенские всегда недолюбливали городских.

Именно так, и не вчера это началось. Пример из истории - битва при Висбю (1361 год). Горожане Готланда не пустили крестьянское ополчение под защиту городских стен (хотя те очень надеялись на это!) и спокойно наблюдали, как датчане Вальдемара Аттердага ("Вован С добрым утром)))") убивают их. Вот такая "любовь" была между горожанами и сельчанами на Готланде! Ну там, конечно, и крестьяне хороши были...