Бедный Гарик или таинственное исчезновение Гарига Басмаджяна

Автор Сергей В., 01.03.2021, 11:26

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Сергей В.

В 1989 году в разгар перестройки  в Москве пропал знаменитый парижский галерист Басмаджян. Его не нашли даже лучшие следователи МВД, КГБ и сыщики из Лондона и Парижа
Гариг(Гарик) Басмаджян родился 20 декабря 1947 года в армянском квартале Иерусалиме (по другим данным — в Бейруте), куда в свое время перебрались его родители. С детства мальчик проявлял способности к иностранным языкам и поэзии, а также хотел переехать на родину предков — в Армению.
Мечта сбылась в 1967 году: Гариг прибыл в Ереван, где поступил в местный университет на филологический факультет. Попутно Басмаджян принялся за переводы армянской поэзии, вступил в поэтический кружок и подготовил шесть сборников стихов, которые издавались в Ливане, США и Иерусалиме. Помимо этого, Гариг занимался изучением древних языков.
В начале 70-х Басмаджян встретил будущую супругу Варвару — этническую армянку с французским гражданством: после свадьбы в 1972 году молодожены переехали в Париж. Там Басмаджян поначалу организовал собственное издательство, но денег оно почти не приносило.
В конце концов я сказал себе: «Что ты можешь делать, Гарри, в этой жизни, чтобы у тебя не было финансовых трудностей, и в то же время, чтобы ты не ушел от искусства?» У меня был кризис — примерно шесть месяцев. А потом я понял, что могу покупать и продавать картины.

Вы не можете просматривать это вложение.
Гарик Басмаджян и Наталья Медведева. Париж, 1988

Так Гариг всерьез увлекся коллекционированием — свои первые картины он приобрел за пять тысяч долларов, гонорар от выпущенной в США книги «Армянская поэзия». Освоившись в новом деле, Басмаджян начал скупать у эмигрантов из СССР иконы и картины как молодых художников, так и признанных мастеров.
Первая выставка, которую коллекционер организовал в 1978 году в небольшом арендованном помещении, была посвящена работам армянских живописцев. А в 1981 году Басмаджян выставил все свои приобретения в открытой на бульваре Распай личной галерее русского искусства «Горки», которую назвал в честь армянского художника-абстракциониста Аршила Горки.
Вскоре после открытия в галерее Басмаджяна состоялась выставка одного из самых оригинальных советских художников Владимира Вейсберга, из-под кисти которого вышли такие картины, как «Три букета с цветами» и «Три куба и коралл». Также посетители выставки могли видеть работы Исаака Левитана, Филиппа Малявина, Кузьмы Петрова-Водкина и других.
Немногим позже Басмаджян установил связи с советским министерством культуры. По слухам, галерист помогал покупать по адекватной цене и возвращать в СССР картины русских мастеров живописи (этот момент необходимо уточнять, потому как по данным таможни дело обстояло прямо противоположным образом).

Картины в плену Эрмитажа

Та самая скандальная последняя выставка картин из коллекции Басмаджяна в Эрмитаже. 10 марта 1988. Фото: Николай Беркетов / ТАСС
Басмаджян неоднократно бывал в СССР, привозил в Эрмитаж и Третьяковку картины из своей дорогостоящей коллекции, а некоторые экспонаты безвозмездно дарил музеям. Галерист пристально следил за творчеством молодых художников — талантливых на его взгляд мастеров Гариг всячески продвигал в европейских странах и США, не жалея на это денег.
В апреле 1988 года между Басмаджяном и Минкультом СССР была достигнута договоренность об организации в Эрмитаже и Третьяковке выставок картин, которыми владел Гариг.
Кроме того, галерист пообещал подарить Эрмитажу альбом с сотней фотографий женщин в русских национальных костюмах, три графических работы и три картины кистей Александра Яковлева, Филиппа Малявина и Константина Коровина. По приблизительным оценкам, общая стоимость подарков составляла около 770 тысяч рублей (огромная сумма по тем временам). Впрочем, галерист имел и свою выгоду, которая была прописана в договоре.
Работы советских художников, приобретенные Гаригом Басмаджяном, но находящиеся в данный момент на территории СССР, будут включены в состав выставки в рамках условия настоящего соглашения
Из текста соглашения между Гаригом Басмаджяном и Минкультом СССР
Этот пункт соглашения давал коллекционеру право на беспрепятственный вывоз во Францию новых произведений искусства, которые Басмаджян планировал приобрести в СССР. Между тем выставки в Эрмитаже и Третьяковке подходили к концу — и Гариг вылетел за своими картинами в Советский Союз.
В октябре 1988 года Басмаджян попытался переправить картины обратно во Францию, но возникла проблема. Вместе со своими полотнами Гариг хотел вывезти более 50 приобретенных им работ советских художников. Но, несмотря на наличие всех сопроводительных документов и оплаченные пошлины, пройти таможню он не смог.
ЦитироватьПроизведения выставки «Художественные произведения XVI — XX веков из собрания Басмаджяна» в 1988 году были задержаны Ленинградской таможней при вывозе из страны в связи с тем, что состав вывозимых работ не соответствовал составу ввезенных. Опечатанные ящики с произведениями были переданы на хранение в Государственный Эрмитаж
Из служебной записки начальника отдела музеев Анны Колпукаевой замминистра культуры СССР Павлу Хорошилову
В Париж коллекционеру пришлось возвращаться без части картин приблизительной стоимостью 100 миллионов долларов — в оставшейся в СССР коллекции были работы Ореста Кипренского, Ивана Айвазовского, Василия Сурикова, Ивана Крамского и других художников(которых не было во ввозных документах -С.В.).

Билет в один конец
Последний визит Басмаджяна в СССР состоялся летом 1989 года: первым делом он хотел забрать из Эрмитажа свое имущество, а кроме этого, планировал документально оформить дар Эрмитажу и обсудить сделку по продаже Советскому Союзу картины художника Владимира Боровиковского «Портрет Д.С. Яковлевой».
24 июля галерист прилетел в Ленинград, а спустя три дня прибыл в Москву и остановился в одной из столичных гостиниц. Времени было мало — в Париж Басмаджян планировал вернуться уже 1 августа. Он собирался заняться выставкой художника Михаила Брусиловского: для этого через Минкульт СССР он приобрел около 50 полотен живописца.
Утром 29 июля в номер Басмаджяна пришли гости — сын армянского художника Ерванда Кочара Айказ и его супруга Лала Мартиросян. Спустя пару часов после начала дружеских посиделок в номере раздался звонок. Поговорив по телефону, Гариг достал свой паспорт и сообщил знакомым, что ему нужно отъехать на переговоры. Впрочем, он отметил, что продлятся они недолго — и уже через час он вернется обратно.
Айказ и Лала спустились с Гаригом в холл отеля, где коллекционера ждал незнакомый им мужчина лет 30, среднего роста, с вьющимися светлыми волосами, одетый в бежевую рубашку и брюки.
Увидев, как Басмаджян сел вместе со спутником в бежевые «Жигули», супруги ушли. Час спустя они вернулись в гостиницу — но Басмаджяна там не было. Айказ и Лала прождали приятеля еще пару часов, но Гариг не появился ни вечером, ни на следующий день.

«Черные умы заговорили»

Через несколько дней в посольство Франции обратились взволнованные родственники Басмаджяна, которые сообщили, что не могут связаться с коллекционером. За поиски Гарига взялись прокуратура, КГБ и МВД — дело попало в недавно созданное в ведомстве управление по борьбе с организованной преступностью (УБОП).

Были допрошены около тысячи знакомых коллекционера, посланы запросы в больницы и морги, исследованы ближайшие к гостинице чердаки и подвалы
Следователи выяснили, что 1 августа в гостиницу звонил некий мужчина, который сообщил, что Басмаджян планирует задержаться в столице еще на неделю. Но личность звонившего установить не удалось.

Самая вероятная версия о похищении Басмаджяна ради выкупа вскоре отпала — шли дни, а на связь с родственниками Гарига никто не выходил и денег не требовал. Тогда следователи предположили, что Басмаджян, который активно помогал финансами Армении, мог погибнуть от рук группировок из Азербайджана. Но и эта версия не подтвердилась.

Оперативники пытались найти и таинственные бежевые «Жигули», на которых увезли галериста: было проверено около двух тысяч похожих автомобилей, но выйти на след преступников это не помогло.

Черные умы вскоре заговорили о том, что «Басмаджяна пропустили через мясорубку». В те годы внезапно закипевшая Россия уже пользовалась мрачной славой черной дыры
Эдуард Лимонов
Спустя время в Москве поползли слухи, что при осмотре личной машины Басмаджяна сыщики нашли следы крови, а самого галериста якобы могли заманить в один из московских музеев, убить в служебном помещении, а потом сжечь тело в котельной.

Но, несмотря ни на что, близкие коллекционера не теряли надежды, что Гариг найдется. Его сестра несколько раз ездила в Советский Союз, пытаясь прояснить детали расследования, но каждый раз возвращалась ни с чем.

У меня были контакты с ЦРУ, КГБ, французской полицией, послами, художниками, коллекционерами, бывшими заключенными, писателями, экспертами, ясновидящими, священниками, но я не продвинулась ни на шаг по сравнению с тем днем, когда узнала об исчезновении моего брата
Сестра Гарига Басмаджяна
Вскоре глава московского УБОП сделал громкое заявление: похитившие Басмаджяна преступники скрылись за границей, а сам галерист с большой долей вероятности уже мертв. Но имен предполагаемых убийц высокопоставленный милиционер не назвал. Выяснить их не удалось даже подключившейся к расследованию инцидента полиции Франции, хотя для этого в СССР лично приезжал глава ведомства Пьер Фокс.

След «бригады Магадана»

Подвижки в деле начались два года спустя с момента исчезновения галериста: в 1991 году следствие сообщило, что к преступлению может быть причастен эмигрировавший в Израиль криминальный авторитет Олег Асмаков, известный в преступных кругах как Асмак или Алик Магадан.

Он на тот момент уже находился под следствием за вымогательство у местного коммерсанта. Позже, к середине лихих 90-х, бандиты из «бригады Магадана» получили мрачную известность благодаря заказным убийствам в Москве, Киеве и Нью-Йорке.


Олег Асмаков (Алик Магадан)
Фото: Mzk1.ru
А в конце 80-х Асмаков, только получивший гражданство Израиля, часто посещал Москву и, по данным следствия, вел общие дела с галеристом Басмаджяном. Сыщики не исключали, что Алик Магадан похитил Гарига, чтобы выбить из него крупную сумму денег, но вместе с подельниками «перестарался» и запытал жертву до смерти.
Асмакова в Израиле допросили сотрудники правоохранительных органов — но свою вину он категорически отрицал, а прямых доказательств против него у сыщиков не было. К слову, в 1999 году Алик Магадан погиб в Киеве от рук бывшего подручного: криминального авторитета убили, тело заморозили в холодильнике рыбного цеха, а позже разрубили на куски и закопали в разных частях города.

Расхитители трофеев

Шесть лет спустя после пропажи Гарига Басмаджяна, летом 1995 года, расследование его дела было приостановлено. Узнав об этом, жена и сестра галериста решили прибегнуть к помощи детективов и обратились в лондонское сыскное агентство, известное на всю Европу.
Лондонским сыщикам в итоге не удалось выйти на след Басмаджяна, но они выяснили, что тот мог отнюдь не ограничиваться легальной деятельностью. По версии детективов, галерист, предположительно, был причастен к скупке в СССР, вывозе на Запад и продаже там картин и разнообразного антиквариата.

Но доказательств своей версии они так и не нашли — у них не было возможности вести расследование на территории Советского Союза. Тогда за дело взялся столичный адвокат Карен Нерсесян, который специально для поисков Басмаджяна организовал собственное детективное агентство.

Адвокат Карен Нерсесян
Фото: Руслан Кривобок / РИА Новости
Вскоре Нерсесяну удалось выйти на группу мошенников, которые подменяли произведения известных мастеров идеально выполненными копиями, а оригиналы под видом копий вывозили для продажи за рубеж. С большей долей вероятности полотна преступники доставали из Загорского архива — хранилища трофеев Великой Отечественной войны.
Но версию о том, что Басмаджян был замешан в этой афере, а затем устранен как ненужный свидетель, адвокату доказать так и не удалось.

Таинственный компаньон

Впрочем, Нерсесян выяснил, что галерист был причастен к бизнесу иного рода: вместе со своим знакомым, неким Александром Адамовичем, супруга которого работала в посольстве Франции, Басмаджян организовал бизнес по продаже компьютеров на территории СССР.
При содействии галериста техника ввозилась на территорию страны и тогда в дело вступал Адамович — пользуясь своими обширными связями, он продавал компьютеры, цена которых за одну штуку достигала 25 тысяч долларов. Не исключено, что всю прибыль от этого выгодного дела Гариг направлял на приобретение картин и антиквариата.
росить Адамовича не представлялось возможным — он скончался незадолго до последнего визита коллекционера в Москву. Адвокату Нерсесяну удалось выяснить, что смерть настигла Александра в мае 1989 года прямо в аэропорту Шереметьево, куда он приехал встречать Лалу Мартиросян, которая последней видела Басмаджяна.
По некоторым данным, женщина должна была передать Адамовичу два компьютера. При этом Александра сопровождал некий компаньон, который также участвовал в продаже техники: он потребовал у Мартиросян отдать компьютеры именно ему, а не Адамовичу.
Тогда женщина связалась с Гаригом, и он выступил против передачи компьютеров компаньону
Когда Адамович внезапно скончался, Басмаджян поспешил в Москву, чтобы найти замену Александру в компьютерном бизнесе. Не исключено, что загадочный компаньон связался с Гаригом и предложил ему выход из ситуации — и именно он увез Басмаджяна в неизвестном направлении на бежевых «Жигулях».

К слову, правильность в определении марки машины тоже вызвала сомнение у Нерсесяна — он выдвинул предположение, что страдающий миопией Кочар перепутал «Жигули» с «Фиатом». А именно такой автомобиль бежевого цвета принадлежал жене Адамовича, при этом сам Александр и его компаньон часто передвигались на этой машине по Москве.

Неразгаданная тайна

Но «компьютерная» версия исчезновения Басмаджяна так и осталась версией. Со всеми собранными данными адвокат Нерсесян обратился в Генпрокуратуру и попросил возобновить расследование дела о пропаже галериста, но получил отказ.
Между тем родственники Басмаджяна, изначально обратившиеся за помощью к Нерсесяну, судя по всему, оказались не в восторге от открытий адвоката и прекратили работу с ним.
По поручению сестры Басмаджяна я проводил собственное расследование, однако позже она отказалась от моих услуг

Новый поворот в деле исчезнувшего галериста произошел лишь в 2014 году. Тогда во Францию из Канады был экстрадирован участник «бригады Магадана», бывший боксер Александр Подлесный — за океаном бандит отбывал шестнадцатилетний срок за ограбление и убийство канадского ювелира.
К моменту его освобождения у полиции Франции имелись данные, что таинственные «Жигули», в которые сел коллекционер, принадлежали именно Подлесному.
Мотив преступления, по данным французских следователей, был корыстным: Подлесный планировал обчистить богатого галериста — по слухам, у Гарига с собой была крупная сумма денег
Впрочем, и этот путь оказался ложным: доказать причастность бандита к гибели Басмаджяна не удалось — и судьба галериста неизвестна до сих пор. А родственникам Гарига не удалось вернуть принадлежащие им по праву наследования картины из хранилищ Эрмитажа — их стоимость давно превысила 300 миллионов долларов.
Жена Басмаджяна Варвара, наделенная судом правом управления имуществом Гарига, и представители его галереи неоднократно обращались в министерство культуры и Эрмитаж с требованием вернуть картины, но добиться своего так и не смогли.
Анна Комиссарова

https://ru.wikipedia.org/wiki/Басмаджян,_Гариг
https://lenta.ru/articles/2021/02/24/garry/
https://yandex.ru/turbo/moskvichmag.ru/s/lyudi/moskovskij-detektiv-propavshij-kollektsioner-garig-basmadzhyan/?publisher_logo_url=https%3A%2F%2Favatars.mds.yandex.net%2Fget-turbo%2F1505926%2F2a00000167a722ae2f5a4e3dc24034c5d72b%2Forig&promo=navbar&utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com
https://iz.ru/news/577520

Сергей В.

#1
Ниже привожу целиком статью 2004 г. из Независимой о Басмаджяне, где есть кой-какие документы. В подчеркнутом жирным шрифтом фрагменте говорится вскользь об иконах и картинах русских и армянских художников 19в., которые не ввозились им в 1988 г. Возможно, что суть вопроса именно в этом. Но не настаиваю.

10.09.2004 00:00:00

ИСТОРИЯ ОДНОЙ КОЛЛЕКЦИИ

    автор: Дмитрий БУТКЕВИЧ

Рассказ о судьбе части коллекции известнейшего и весьма популярного у нас в годы перестройки французского собирателя армянского происхождения Гарика Басмаджяна, коллекции, отправленной когда-то на выставку в крупнейшие музеи СССР и с тех пор так и хранящейся в Эрмитаже в опечатанных ящиках, я начну с пересказа трех документов, датированных прошлым годом. Это только малая часть бесконечной переписки разнообразнейших советских, а позже и российских органов по поводу возврата коллекции домой, во Францию.

 Избранные места из переписки┘

26.02.03 года представитель Галереи Г.Басмаджяна обращается к заместителю министра культуры РФ П.Хорошилову «за содействием и помощью в разрешении вопросов, возникших между Галереей Г.Басмаджяна и Государственным Эрмитажем по поводу экспонатов выставки Галереи Г.Басмаджяна». Представитель отмечает, что «в соответствии с соглашением, заключенным между Министерством культуры СССР и Галереей Г.Басмаджяна, в СССР были направлены экспонаты произведений из коллекции галереи для организации выставки». В августе 1988 года выставка была перевезена в Ленинград для экспонирования в Эрмитаже. И «поскольку объективные обстоятельства не позволили владельцу галереи своевременно оформить и организовать возврат экспонатов, они в настоящее время находятся на хранении в Государственном Эрмитаже». Представитель обращался в Эрмитаж с просьбой оказать содействие в оформлении необходимой документации для получения экспонатов в августе 2002 года. Теперь он просит «дать указание Государственному Эрмитажу о передаче экспонатов выставки Галереи Г.Басмаджяна».

А 15 мая того же года начальник Отдела музеев МК А.Колупаева в служебной записке заместителю министра культуры П.Хорошилову разъясняет: «Произведения выставки «Художественные произведения XVI–XX вв. из собрания Г.Басмаджана» в 1988 году были задержаны Ленинградской таможней при вывозе из страны в связи с тем, что состав вывозимых работ не соответствовал составу ввезенных. Опечатанные ящики с произведениями были переданы на хранение в Государственный Эрмитаж без права их вскрытия. После неоднократных обращений Эрмитажа С-Петербургская таможня гарантировала рассмотреть данный вопрос в течение мая 2003 г. и сообщить о своем решении». Поэтому она просит «снять поручение с контроля и решать данный вопрос в рабочем порядке».

24 июля замминистра культуры описывает ситуацию начальнику Северо-Западного таможенного управления ГТК России В.Вьюнову. «В мае 1988 года была временно ввезена коллекция произведений искусства, принадлежащая по праву собственности Г.Г. Басмаджяну». Дальше очень важно – «по условиям соглашения в состав выставки должны были быть также включены работы советских художников, приобретенные Г.Г.Басмаджяном на территории СССР». А вот и коллизия: «После завершения выставки часть экспонатов была возвращена во Францию, а часть была подготовлена к отправке, но в связи с выявленными нарушениями в оформлении документов и включением в состав выставки экспонатов, которые не ввозились на территорию СССР из Франции, эта часть была задержана Ленинградской таможней». И – вывод: «Для возврата экспонатов Эрмитажу совместно с Министерством культуры необходимо провести экспертизу и опись коллекции. В этой связи просим Вас создать комиссию под эгидой Территориального управления Минкульта России по сохранению культурных ценностей в г. Санкт-Петербурге с участием уполномоченных представителей СЗТУ для вскрытия ящиков, опечатанных Ленинградской таможней, и принятия окончательного решения по данной затянувшейся проблеме».

Затянувшаяся проблема

Проблема действительно затянулась – на 15 лет. Стоит напомнить обстоятельства давнишнего дела.
Был в Париже галерист, коллекционер и дилер Гарик Басмаджян. Собирал он многое, в том числе и произведения старых русских и армянских художников, а также работы современных ему армян и советских мастеров других национальностей. В основном, как это было принято в те «застойные» годы, – художников андеграунда. Покупал, вывозил из страны, выставлял в своей галерее на бульваре Распай, перепродавал другим коллекционерам.

Вывозил, конечно, незаконно – по тогдашним правилам вывоз любых произведений искусства из страны был невозможен. Как? Наверное, через дипломатов и прочих иностранцев, аккредитованных в СССР, или с евреями, выезжавшими на ПМЖ.

С перестройкой вывозные законы не изменились. Зато, если так можно выразиться, «смягчились ввозные нормы». СССР в рамках политики «открытости и гласности» раскрыл объятия «широкому показу в нашей стране культурных ценностей советского народа, оказавшихся за рубежом». А если возможно, то и возврату в страну этих ценностей. Тогда очень увлекалась этим процессом президент Советского фонда культуры и жена президента СССР Раиса Максимовна Горбачева. И многие этим пользовались.
Несомненно, воспользовался ситуацией и прекрасный бизнесмен Басмаджян.

В апреле 1988 года в Париже Басмаджян и Минкульт СССР в лице начальника Управления изобразительных искусств и охраны памятников Генриха Попова подписывают Соглашение об экспонировании в СССР произведений из коллекции Галереи Г.Басмаджяна. 5 июля 1988 года выставка должна была открыться в Москве, в Третьяковке, а затем в течение месяца занимать помещения Эрмитажа в Ленинграде.

Цели соглашения

Уже в преамбуле соглашения указывается, что «выставка организуется с целью возможного приобретения произведений из упомянутой коллекции советскими музеями».

Но самое главное для Басмаджяна заключалось, похоже, в пункте 8. «Работы советских художников, приобретенные Г.Басмаджяном, но находящиеся в данный момент на территории СССР, будут включены в состав выставки в рамках условия настоящего соглашения».

Конечно, важен был общественный резонанс: шедевры русского искусства – всего более 2 тыс. произведений, среди которых десяток полотен Айвазовского, – покажут на родине, издадут «каталоги, афиши и приглашения на русском языке» (их издание, согласно соглашению, брала на себя Галерея Басмаджяна). Заметим, что подобные издания – своего рода промоушн и повышают потенциальную стоимость вещей. Кроме того, попадание в каталог, как и вообще экспонирование в крупнейших музеях Союза, подтверждает подлинность произведения искусства (что также повышает его стоимость).

В тексте соглашения есть и указания на прямые материальные интересы галериста. Первая цель сиюминутная – приобретение произведений из упомянутой коллекции советскими музеями. Вторая, работающая на перспективу, – включение в состав выставки работ советских художников, «находящихся в данный момент на территории СССР». При этом на советские работы распространялись все условия соглашения, в том числе и о 15-дневном сроке вывоза за границу. Возможно, галерист пытался таким образом наладить коридор для легального вывоза своих приобретений из Союза.

Возникает вопрос: что за цели были у советского культурного руководства? Думаю, надо оставить мысли о личных взятках и подарках. Наш, советский, интерес – это все тот же общественный резонанс. Кроме того, привлекала и предстоящая каталогизация произведений русского искусства. Не стоит забывать и об упомянутой любви первых лиц государства к возврату культурных ценностей в качестве даров зарубежных соотечественников...

Здесь, в «возврате культурных ценностей», пожалуй, и таился главный интерес советской стороны. Дело в том, что вне письменного соглашения существовала устная договоренность о том, что Басмаджян преподнесет в дар советским музеям несколько произведений искусства (в официальных документах эти вещи именуются так: «Предполагавшиеся к дарению различным музеям»). Галерист хотел подарить 3 картины, 3 графических работы и альбом из 100 фотографий русских женщин в национальных костюмах. Эти предметы остались на временном хранении в Эрмитаже при вывозе основной части выставки в середине октября 1988 года.

Цена подарков

Если кто-то думает, что хитрый французский армянин думал отделаться дешевкой, – ошибается. Вот какие работы хотел он подарить СССР. К.Коровин «Аллегорическая сцена» (х/м; 220х335). Ф.Малявин «Ленин и Луначарский» (цв. кар.; 32х41). А.Яковлев «Мечед» (х/м; 102х252). Эрмитаж при приеме на временное хранение 11 октября 1988 года оценил эти работы следующим образом: Коровин – 30 тыс. руб. (напомню, это деньги 1988 года!); Малявин и Яковлев – по 20 тыс. руб. Альбом фотографий русских женщин, объединенный с «экспонатами из коллекции Шабельской», – 700 тыс. руб.

Интересы сторон ясны. А что получилось?

То, что намечалось в дар, Басмаджян оставил на хранение в Эрмитаже, а сам 13 октября вывез во Францию свою выставку. К ней он присовокупил 27 работ советских художников, за которые уплатил пошлину 1650 руб. А также, согласно разрешению Минкульта, еще «29 произведений современных армянских художников, подаренных г-ну Г.Басмаджяну», которые вывозились «в качестве подарков», «без оценки с учетом дара в советские музеи». Это, видимо, и были работы, указанные в п. 8 соглашения.

Однако здесь возникла загвоздка. Ленинградская таможня, похоже, не учла дары Басмаджяна и задержала, а затем и передала в Эрмитаж 16 ноября 1988 года 1 икону, 51 произведение живописи, 23 графических работы и 12 прикладных вещей – всего 87 единиц хранения.

Думается, что Басмаджян сумел бы разрешить эту ситуацию в свою пользу. Тем более что стоимость его даров на самом деле не сравнима с ценой работ современных авторов. Но полгода спустя, 29 июля 1989 года, он вышел из гостиницы «Россия», сел в «восьмерку» или «девятку» кофейного цвета и бесследно исчез. Следствие длилось 6 лет, но так ничего и не обнаружило. Сейчас Басмаджян, как гласят официальные документы, «признан пропавшим без вести Шестым судом парижской инстанции судебной канцелярии суда города Парижа (Франция)».

Обстоятельства исчезновения этого известнейшего в те годы человека я хочу оставить за пределами данной статьи. Это – тема отдельного исследования. Добавлю только, что в июле 1989-го Басмаджян был в Москве по приглашению Минкульта с целью переговоров о дарении тех самых предметов из Эрмитажа. Наверное, тогда же он собирался решить и проблему задержанных современных работ...

Затянувшаяся проблема (продолжение)

Все 15 лет переписка по поводу остающихся в Эрмитаже на хранении работ то возобновляется, то затухает. Есть, например, письмо из Эрмитажа Варваре Басмаджян (вдова Басмаджяна, являющаяся по решению Шестого суда управляющей всем его имуществом), подписанное Михаилом Пиотровским и датированное 4 июля 1996 (!) года. В нем – «в связи с Вашими обращениями» – дается список экспонатов, находящихся в ГЭ на хранении. Также директор ГЭ просит направить запросы в адрес Минкульта РФ и ГТК РФ, «с которым и должны быть урегулированы Ваши взаимоотношения».

Теперь законы изменились, и все те «произведения современных армянских» и иных художников, что были «подарены» когда-то Басмаджяну, могут быть вывезены из Москвы или Петербурга вполне законным путем. Загвоздка в той части задержанной коллекции, которая предназначалась к дарению музеям не существующего ныне государства – СССР. Наследники пропавшего собирателя вволю пообщались за эти годы с несколькими поколениями советских и российских чиновников. И они совсем не хотят теперь отдавать «в качестве безвозмездного дара» эту, пусть и небольшую, но весьма дорогую по цене подборку живописи и графики.
https://www.ng.ru/antiquare/2004-09-10/22_histori.html

Справа налево: Гарик Басмаджян, Илья Кабаков, семья Краснопевцевых, в первом ряду юный Антон Носик.

Сергей В.

Эдуард Лимонов

Шпион, уехавший в холод и там пропавший
Гарик Басмаджян


Извините, вам запрещён просмотр содержимого спойлеров.

Alina

Интересная история! Большие деньги это всегда и большие проблемы. Все версии могут иметь место, такие были времена.
Я не специалист в истории автомобильной промышленности, но все же Фиат конца 60-х начала 70-х и Фиат 80-х это большая разница. Если первые на самом деле можно спутать с Жигулями до шестерки включительно, то последние это уже Жигули 9 модели. Неизвестно, в какие Жигули сел неизвестный с Гариком? Просто понять с каким фиатом могли спутать этот бежевый автомобиль.
Картины, я так понимаю, до сих пор в хранилище Эрмитажа. Это самый большой куш в качестве мотива, но зачастую убить могли и за малую, но быстро приобретаемую сумму, к данным картинам не имеющую отношения.
Иллюзии это то, чего нет. Уже или еще?

Сергей В.

Цитата: Alina от 01.03.2021, 12:06Интересная история! Большие деньги это всегда и большие проблемы. Все версии могут иметь место, такие были времена.
Я не специалист в истории автомобильной промышленности, но все же Фиат конца 60-х начала 70-х и Фиат 80-х это большая разница. Если первые на самом деле можно спутать с Жигулями до шестерки включительно, то последние это уже Жигули 9 модели. Неизвестно, в какие Жигули сел неизвестный с Гариком? Просто понять с каким фиатом могли спутать этот бежевый автомобиль.
Картины, я так понимаю, до сих пор в хранилище Эрмитажа. Это самый большой куш в качестве мотива, но зачастую убить могли и за малую, но быстро приобретаемую сумму, к данным картинам не имеющую отношения.
Например, это может быть Фиат Аргента, выпускавшийся в 80-х. Более ранние модели перепутать с ВАЗами тоже можно:
Извините, вам запрещён просмотр содержимого спойлеров.

Силуэт другой, но спутать можно.
Мотивом похищения могли быть как махинации с декларированием и оформлением вывозимых из страны предметов искусства, так и делишки с ввозом компьютеров, которыми сильно интересовались зарождавшиеся тогда преступные группировки.
Ведь достаточно массовое ограбление запасников наших музеев и архивов в конце 80-х - начале 90-х действительно имело место и кто-то ведь этот процесс организовывал и наживался на нем. Гарик прожил в Союзе большую часть жизни, знал все ходы и выходы, очень активничал, будучи уже известным галеристом. Насколько я знаю, вывозить предметы искусства тогда могли диппочтой, еврейские эмигранты по липовым справкам, моряки и дальнобои контрабандой. Вероятно могла иметь место и придуманная им эта схема с выставками и встречными дарами.

Сергей В.

Ссылка на статью о той самой эрмитажной выставке 1988 г. с илл.  и взляд на Гарика из Армении:
https://artistivanov.ru/?page_id=17&sublevel_id=5&listlevel_id=22

Alina

Я тут порылась, машина была либо ВАЗ 2104, либо ВАЗ 2108.
http://russian-bazaar.com/ru/content/5019.htm
Это хетчбэки. Значит, единственный Фиат, с которым можно было эти Жигули спутать, это Фиат 127, выпускался в различных модернизациях с 1971 по 1983. Южноамериканские заводы выпускали его  до 1987г.
https://wroom.ru/cars/fiat/127
Мне кажется важным для понимания мотивов похищения звонок в гостиницу неизвестного мужчины о том, что Гариг продлевает номер ещё на неделю. Похитителям надо было выиграть время до активных поисков. Если это были случайные бандиты, решившие ограбить богатого коллекционера, то им такой звонок был бы не нужен. У них не могло быть открытой и известной связи с ним, чтобы их сразу начали проверять. Время было нужно, если такая связь была, либо если Гарига не собирались убивать, а удерживали для каких-то жестких переговоров, и его жизнь зависела от результата этих переговоров.
Иллюзии это то, чего нет. Уже или еще?

Сергей В.

#7
Цитата: Alina от 01.03.2021, 17:11Я тут порылась, машина была либо ВАЗ 2104, либо ВАЗ 2108.
Алина, "четверка" это универсал, "восьмерка" - хетчбэк, отличаются как небо от земли - вот истинная цена этой инфе.
Цитата: Alina от 01.03.2021, 17:11Мне кажется важным для понимания мотивов похищения звонок в гостиницу неизвестного мужчины о том, что Гариг продлевает номер ещё на неделю. Похитителям надо было выиграть время до активных поисков. Если это были случайные бандиты
Возможно. Я не исключаю, что это была этническая армянская банда со связями в московской и парижской диаспорах. Случайные или не случайные бандиты не дураки резать дойную корову. Как известно, львиную часть бед нам приносит длинный язык, а армяне большие мастера прихвастнуть.

Alina

Странно, что эта версия с международной мафией не особо обсуждается. Если сравнивать, например, закавказские ОПГ с появившимися в 90-е, то первые имеют ещё советскую историю. К 90-м им оставалось только "легализоваться" со всей своей структурой и связями, в том числе и зарубежными. И вряд ли такой многомиллионный бизнес оставался вне сферы их интересов.
Понятно, что семья не хочет никаких подозрений в отношении своего брата и мужа. Они даже адвоката прогнали, когда он версию о подделках стал разрабатывать.
Из деталей ещё такой момент - пишут, что Гариг во время своего пребывания в СССР пользовался собственной машиной. Если бы он ехал на переговоры к людям, которых не очень близко знал, то чисто психологически поехал бы на своем транспорте, а не на их, тем более, что результат переговоров мог быть любой. Конечно, возможны варианты: у него гости, могли выпивать. Интересно, он водил сам или был шофер.
И опять звонки. И первый, после которого он сорвался, оставив гостей. И второй в гостиницу спустя два дня. Мобильных не было, значит звонили либо откуда-то с зарегистрированного на определенный адрес номера, либо с телефона-автомата. В случае запланирированного похищения не светить номер, это понятно.
Иллюзии это то, чего нет. Уже или еще?

Сергей В.

Цитата: Alina от 01.03.2021, 22:00Странно, что эта версия с международной мафией не особо обсуждается. Если сравнивать, например, закавказские ОПГ с появившимися в 90-е, то первые имеют ещё советскую историю. К 90-м им оставалось только "легализоваться" со всей своей структурой и связями, в том числе и зарубежными. И вряд ли такой многомиллионный бизнес оставался вне сферы их интересов.
Понятно, что семья не хочет никаких подозрений в отношении своего брата и мужа. Они даже адвоката прогнали, когда он версию о подделках стал разрабатывать.
Согласен!
Цитата: Alina от 01.03.2021, 22:00пишут, что Гариг во время своего пребывания в СССР пользовался собственной машиной.
Не верю. И проката тогда не было, и отношения с алкоголем в такой профессии наверняка были,
Цитата: Alina от 01.03.2021, 22:00И опять звонки. И первый, после которого он сорвался, оставив гостей. И второй в гостиницу спустя два дня. Мобильных не было, значит звонили либо откуда-то с зарегистрированного на определенный адрес номера, либо с телефона-автомата. В случае запланирированного похищения не светить номер, это понятно.
АОНы тогда уже были, только их мало кто боялся. Да, с автомата или подвернувшегося служебного звонили. Первый звонок объясним - чел сообщил, что едет, потом они оба засветились в холле т.к. у ментов было описание его внешности и словесный портрет(рост около 175, т.е. значительно выше Гарика, славянин, волнистые русые волосы). Сел добровольно, значит, была предварительная договоренность.
А вот ГБ в принципе могла его пасти для профилактики.


Alina

Я так понимаю, что шпионская версия  это из эссе-некролога Эдуарда Лимонова "Шпион, уехавший в холод и там пропавший (Гарик Басмаджян) из "Книги мертвых 2".
Не читала, но осуждаю (с). Это изначально версия родственников, и пропаганда со стереотипами лежат в ее основе, на мой взгляд. У КГБ, как и у ОПГ, специализирующихся на произведениях искусства, также не было повода устранять Гарига. Живой на крючке он был много полезнее.
Добавила эссе Лимонова в третье сообщение.
Иллюзии это то, чего нет. Уже или еще?

Сергей В.

Цитата: Alina от 02.03.2021, 10:07Не читала, но осуждаю (с)
Наверное стоит все же почитать. У Лимонова любопытная версия про ASALA, верю ему и по части наркоты. Гарик с Азнавуром собирали деньги для Спитака, вполне могли их вносить и для Карабаха. Вот только уехал Гарик из "России" с явным славянином. А так то да, спецслужбам мертвые агенты нужны еще менее, чем ОПГ.

Alina

Иллюзии это то, чего нет. Уже или еще?

Сергей В.

Ниже размещаю ещё одну подборку материалов по делу Басмаджяна. Во многом они повторяют опубликованное выше, но есть и интересные, на мой взгляд, воспоминания бывшей замдиректора Третьяковки Лидии Иовлевой, непосредственно работавшей с Гариком по организации его выставки в Союзе. Эти моменты мною выделены жирным шрифтом:

К расследованию подключилась и ассоциация «Эдуар Халифа», специализирующаяся на розыске людей, пропавших на территории бывшего СССР. На сайте организации aek.fr.free.fr изложена версия о причастности к этой истории КГБ. Другую версию случившегося высказал армянский адвокат Карен Нерсисян, который в 1998–1999 годах вел дело Басмаджяна. По его информации, коллекционер вдобавок к галерейному бизнесу занимался также торговлей компьютерами, начавшей приносить немалые прибыли, и был на этой почве убит своими подельниками. С семьей Басмаджяна адвокат вскоре поссорился, а родственники пропавшего категорически отрицают, что галерист занимался какой-либо побочной коммерческой деятельностью. Новый виток в развитии уголовного дела связан с возникновением в списке подозреваемых трех новых имен. Французский следователь Патрик Рамаель, а затем и газета Le Monde получили доступ к материалам расследования, переданным Франции российской стороной. Судя по новым данным, цель злосчастного визита Басмаджяна в Москву состояла не только в переговорах о вывозе его коллекции. Галерист намеревался в свой приезд осуществить сделку, заказав трем людям привезти ему около 20 картин, которые он желал приобрести. Один из них, Александр Подлесный, по информации «Известий», недавно был задержан французской полицией как основной подозреваемый. Свою коллекцию, которую Басмаджян при активной поддержке Министерства культуры СССР привозил на выставку в Москву и Ленинград, он так и не сумел вывезти на родину в полном объеме.
/
Лидия Ивановна Иовлева,
бывший первый заместитель генерального директора Государственной Третьяковской галереи

Я познакомилась с Гариком Басмаджяном в середине 1980-х, когда Министерство культуры, решив устроить выставку его коллекции в Третьяковской галерее, направило меня в Париж. Моей задачей было понять, удастся ли собрать из этих работ экспозицию, и предварительно оценить, имеем ли мы дело с подлинными вещами. По моим впечатлениям выставку делать было можно и нужно, подавляющее большинство произведений в его галерее были настоящими. Мои оценки подтвердились, когда началась работа над самим проектом.
В галерею к Басмаджяну я приходила за свой тогдашний визит четыре раза. С ним было легко и приятно общаться, он был живой, открытый и коммуникабельный. Гордостью своей коллекции считал женский портрет работы Боровиковского, вещь абсолютно музейного уровня, которую Басмаджян специально держал в витрине своей парижской галереи на бульваре Распай. Наши сотрудники атрибутировали эту работу. Это оказался портрет 1801 года Дарьи Семеновны Яковлевой, представительницы известной семьи. У нас к тому моменту уже было два портрета представителей этого рода (всего их существовало четыре), и этот в итоге тоже оказался у нас. Позже по нашей заявке у Басмаджяна его прибрело Министерство культуры. Из других художников, работы которых он собирал, помню Айвазовского. У него хранилась большая коллекция рисунков русских художников. Например, Федора Васильева, которым мы к тому моменту начали в галерее заниматься.
Многие работы для тогдашней выставки в Москве он отобрал сам. Экспозиция открылась в помещении на Крымском Валу, потому что основной корпус в Лаврушинском переулке был закрыт на затяжной ремонт. Преимущественно это было русское искусство. Не могу сказать, чтобы работы были очень уж уникальны, но их музейный статус казался несомненным.
Как у коллекционера у него не было какой-либо конкретной специализации. В основном он интересовался вещами XIX и начала XX века. Но все-таки он чувствовал себя частью нашей большущей в ту пору страны и был расположен к России и русской культуре. При этом он родился в Израиле, где сосредоточилась большая армянская диаспора, и свою принадлежность к ней он также ощущал довольно остро.
Его исчезновение стало для меня совершеннейшим шоком. Мне вообще казалось, что он был неопытен, беспечен и не очень разборчив в выборе связей. Он думал, что Россия — это невспаханный огород, и, приехав сюда, ему удастся найти здесь что-нибудь такое, чего не отыскать нигде в мире. Но здесь существовало и множество всего другого, уже обнаруживались свои скрытые мины, и на пороге стояли лихие 1990-е.

***

Как удалось выяснить в 2004 году журналисту «Независимой газеты» Дмитрию Буткевичу, изучившему текст соглашения между Басмаджяном и Министерством культуры СССР, за время пребывания в Советском Союзе количество работ заметно увеличилось. Галерист приобрел здесь около 30 новых произведений искусства и примерно столько же получил в дар. Они были включены в экспозицию, и по условиям соглашения новыприобретения Басмаджян имел право беспрепятственно вывезти домой во Францию по окончании работы выставки. Кроме того, он пообещал несколько вещей с выставки (работы Коровина, Малявина и Яковлева, а также альбом из 100 фотографий) подарить Эрмитажу.
Работы тем не менее вывезти обратно не удалось. Списки ввезенных и вывозимых вещей не совпадали, и часть произведений, вызвавших у таможни подозрение, было решено прямо в ящиках отправить обратно в Эрмитаж для выяснения обстоятельств. Всего 87 единиц хранения, стоимость которых ранее оценивалась в $100 млн и к настоящему моменту возросла почти втрое.

Что же это за единицы? В кратком каталоге выставки, выпущенном в 1988 году под эгидой Министерства
культуры, который нам удалось найти, самая старая картина в коллекции Басмаджяна — Русский интерьер (1770) Жана Батиста Лепренса. Также есть Орест Кипренский, Иван Айвазовский, Владимир Боровиковский, Иван Крамской, Василий Суриков, Константин Маковский, Петр Кончаловский, Константин Коровин, Кузьма Петров-Водкин. Из современных художников в собрании представлены Дмитрий Краснопевцев, Владимир Вейсберг, Евгений Михонов-Войтенко, Александр Леонов, Толстый, графика Эрика Булатова, Ильи Кабакова, Виктора Пивоварова, а также скульптура, кокошники, вышивки, кошельки, футляры, посуда. Стоимость коллекции увеличилась с момента пропажи галериста, по некоторым оценкам, в три раза и составляет приблизительно €300 млн. Семья Басмаджяна неоднократно обращалась в Эрмитаж с требованием вернуть принадлежащую им собственность. Длительные переговоры ни к чему не привели, коллекция до сих пор хранится в музее. В Эрмитаже комментировать эту историю нашей газете не стали. «Существует ряд случаев, когда государство имеет право удерживать чье-либо имущество, — разъяснил ситуацию адвокат Никита Семенов, специализирующийся на делах, связанных с произведениями искусства. — Например, в рамках уголовного дела, когда удерживаемое имущество признано вещественным доказательством, или в случае административного правонарушения (нарушения таможенного законодательства или др.). Если никакого из возможных оснований в данном случае нет (выше перечислена лишь часть из них. — TANR), собственнику необходимо обращаться в Минкульт, ФТС и Эрмитаж с письмом о выдаче предметов, а в случае бездействия или немотивированного отказа — в суд с обжалованием действий либо бездействия должностных лиц соответствующих учреждений. Другой важный момент состоит в том, что участники процесса изменились: теперь это представители коллекционера на одной стороне спора и представители российских органов власти, правопреемников советских — на другой. И безусловно, играет роль смена законодательства, регламентирующего ввоз-вывоз культурных ценностей (речь о той части, которую Басмаджян приобрел уже в СССР. — TANR). Допускаю, что, если вывоз части предметов, приобретенных Басмаджяном в СССР, и был согласован Министерством культуры СССР в 1988 году, в настоящее время правопреемник (Департамент культурного наследия Минкульта РФ) может не подтвердить соответствующий документ, ссылаясь на норму ч. 1 ст. 9 Федерального закона ,,О вывозе и ввозе культурных ценностей", устанавливающую запрет на вывоз отдельных категорий культурных ценностей (в первую очередь созданных более 100 лет назад). Но не исключаю, что правопреемники коллекционера и не будут этого добиваться, удовлетворившись выдачей принадлежащего им имущества».

Редакция благодарит библиотеку Музея современного искусства «Гараж» и лично Сашу Обухову за помощь в подготовке статьи.

http://www.theartnewspaper.ru/posts/947/

Demetrius

Цитата: Alina от 02.03.2021, 10:07шпионская версия
Удивительные по легкости перемещения через границы во времена "железного занавеса", и очевидный иммунитет от преследования со стороны обычных правоохранительных органов все равно требуют объяснения. Пусть даже непосредственная причина исчезновения не была связана со спецслужбами. Вряд ли Басмаджян занимался шпионажем. Скорее, чем-то вроде осведомительной деятельности. Богема, продавцы и покупатели произведений искусства, этнические землячества- спецслужбам всегда требовалось знать внутреннюю жизнь этих кругов.
Цитата: Alina от 01.03.2021, 12:06Большие деньги это всегда и большие проблемы.
Считается, что свобода заканчивается на миллионе долларов. Т.е., существует некий денежный минимум, без которого свобода невозможна. И есть максимум, превышение которого влечет за собой ее потерю. Человек становится слишком на виду у государства, да и у криминалитета, и просто у любителей попаразитировать. Поле для социального маневра резко сужается. Обладатель десятков миллионов превращается скорее в их распорядителя. Обладатель миллиардов просто занят тем, что на десятки миллионов изображает из себя миллиардера и т.д. Утрировано, конечно, но что-то в этом есть. В положении Басмаджяна выбор не стоял ехать ему или не ехать в 1989 году в СССР. Так же, не было у него и выбора насчет того чтобы принимать приглашение на "деловую встречу" или не принимать.
Министерство Пространства и Времени